СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2. Роль и место предметной области в системе знаний школьников о современном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Роль и место предметной области в системе знаний школьников о современном мире

География - предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

География выступает в качестве самостоятельной области научной, практической и образовательной деятельности, обладающей исторически сложившейся системой ценностей, оказывающих влияние на социокультурную обусловленность современного развития российского общества в целом и систему образования в частности.

Курс географии имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. География - единственный школьный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции знаний и обеспечить решающий вклад в формирование у учащихся географической картины мира. Знания природных и общественных особенностей «своего края», страны и мира в целом представляются универсальной ценностью. В рамках географии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения. Географические знания также призваны формировать мировоззренческую ценностно-смысловую сферу учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности и патриотизма, социальной ответственности, толерантности.

Целью географического образования является формирование географической культуры учащихся как необходимого качества человека, живущего в условиях глобализированного мира, как части общечеловеческой культуры. Общая цель географического образования отражает социальный заказ общества, соотносится с общей целью образования, направленной на развитие и саморазвитие индивидуальности. В целеполагании возникает переориентация в движении социальной потребности от человека «знающего» к человеку «культурному, созидающему» свой мир.

Географическая культура - неотъемлемая часть всесторонне образованной личности. Географическая культура представляет собой исторически сложившийся социальный опыт человечества, связанный с познанием, освоением и преобразованием географического пространства. Базовыми элементами этого опыта выступают систематизированные знания, разные виды деятельности человека в географическом пространстве - научная познавательная, проектная и практическая деятельность, а также способы (методы) их осуществления, система принципов, норм, ценностных ориентаций, которые транслируются в систему образования.

Базовыми конструктами географической культуры, к которым следует приобщать школьников, выступают:

система мировоззренческих идей и ценностных ориентиров, что определяет воспитательные возможности учебного предмета;

географическая картина мира, включающая две подсистемы: научная географическая картина мира, основывающаяся на системе научного географического знания (понятия, идеи, концепции науки, их воплощение в разнообразных экономических, геополитических, социокультурных проектах российского и международного уровня) и методов его получения и эмоционально-образная составляющая картины мира, представленная географическим знанием, сформировавшимся в практической деятельности народов, этносов, отражающем их этногеографические, религиозные, этические, художественные воззрения, предпочтения, определяет развитие эмоционально насыщенных образов мест их проживания (геокультурное пространство конкретного региона)

научное географическое мышление, выступающее инструментом описания, объяснения, прогнозирования, моделирования географических объектов и процессов.

Все элементы географической культуры должны быть представлены в содержании отдельных курсов. При этом научная географическая картина мира должна быть ведущей, поскольку только на ее основе можно организовать и представить на системной основе такие обязательные сегодня (в соответствии с требованиями ФГОС) виды учебной деятельности школьников как исследовательская и проектная.

География обеспечивает будущим поколениям:

выход за пределы личностного пространства в современное открытое динамично изменяющееся географическое пространство;

формирование целостного географического образа планеты Земля;

понимание новой роли в условиях постиндустриального общества как «человека ответственного и безопасного», толерантного и высоко духовного;

формирование гуманистического мировоззрения;

формирование гражданина и патриота своей страны в условиях глобализированного мира, всесторонне изучающего географию России и своего края, активно включающегося в созидательную практическую деятельность;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека и его сохранения для качественной жизни на Земле;

формирование жизненного опыта через усвоенные человечеством материальные и духовные достижения географии (географическая карта, космические снимки, прогнозы погоды, путем путешествия, памятники природного и культурного наследия, национальные традиции рационального природопользования, приборы навигации и др.) обеспечивающих изучение, освоение, проектирование пространства и его ценностей, а также возможностей реализации собственных потребностей, проектов, желаний, интересов;

В современном образовании предмет «География» ориентирован на решение следующих задач:

формирование системы географических знаний, имеющих междисциплинарный состав определяющий характер, практический «вектор» ориентирования в пространстве;

формирование универсальных учебных действий, включающих учащихся в практическую деятельность в природной и социальной среде;

географический стиль мышления, обладающий следующими чертами: глобальность, пространственность (территориальность), проектность, комплексность, системность, проблемность, экологичность, социальность, прогностичность, рефлексивность, обеспечивающих способы мышления в новых социокультурных условиях;

ценностные ориентации, характеризующие единство и многообразие современного мира; значимость деятельности каждого человека на различных территориях как внешнего фактора, гармонизации отношений человека, природы и общества, универсальную ценность природы, уникальность и многообразие человеческой культуры, патриотизм, гражданственность, общественную солидарность, гражданскую идентичность как стержень географической культуры в демократическом обществе направленные на воплощение «человеческого в человеке»;

проектно-созидательный стиль мышления в XXI веке, ориентированный на развитие инновационности, решение географических проблем и проектно-исследовательских задач по улучшению качества окружающей среды и жизни человека, на эволюционное устойчивое будущее, толерантное ответственное поведение, в контексте выполнения проектов от замысла до конечного результата (продукта);

нормы ответственного экологически целесообразного и безопасного поведения в географическом пространстве, обеспечивающего его устойчивое развитие, с учетом сохранения культурного, природного и социального окружения, сложившихся традиций и правил жизни населения и включения нового опыта жизнедеятельности человека в динамически изменяющихся условиях;

саморазвитие обучающихся в процессе обучения и воспитания в пространстве географической культуры, формирующей полноту и целостность человеческой реальности.

Географическое образование как часть общей системы образования, призвано помочь учащимся лучше понять особенности пространственных взаимоотношений на земной поверхности и характер ее освоения человеком. В центре современных географических исследований сегодня находится человек, а главным вектором развития географического образования должна стать «география человеческой деятельности» как органичного сочетания природно-социальных компонентов в пространстве и времени. Следовательно, географическая наука и образование должны иметь постоянную и всемерную поддержку, обеспечивающую их развитие в России и мире. ЮНЕСКО отнесло географию к числу четырех ведущих школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у будущих поколений гуманистического мировоззрения и социально-ответственного поведения в современном мире.

05.01.2021 18:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!