СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5. Цели и задачи концепции учебного предмета «География»

Нажмите, чтобы узнать подробности

5. Цели и задачи концепции учебного предмета «География»

Концепция отражает стратегические направления государственной политики РФ в преподавании предмета «География» на разных ступенях школьного образования в соответствии с вызовами времени, отвечает современному этапу развития человеческой цивилизации и культуры, задаче перехода страны от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, новейшим достижениям отечественной географической науки, школьной дидактики и методики преподавания географии, Международной хартии географического образования (МГС, Пекин-2016), обобщившей опыт географического образования в передовых странах мира.

Цель Концепции: Разработка методических условий для формирования всесторонне образованной и инициативной личности, базирующейся на принципах географической культуры, которая отражает степень овладения географическими знаниями и опытом деятельности. В более узком смысле эта цель заключается в создании условий для учащихся с законченной системой географических знаний, а также овладения ими системой базовых компетенций, подразумевающий особый тип системного мышления, привязанного к сложно структурированному земному пространству. В целом задача формирования географической культуры возлагается на систему общего и профессионального образования, научный, идеологический и пропагандистский аппарат, регулирующий информационные ресурсы общества.

Задачи концепции:

формулирование методологических основ географического образования на современном этапе;

определение методологии и технологии преподавания предмета, установление соответствия между особенностями образовательного процесса и используемыми формами, методами и образовательными технологиями в преподавании предметной «География» на современном этапе;

определение ключевых содержательных направлений развития предмета «География» в основной, а также базовой и профильной старшей школы;

проектирование критериально-оценочной системы требований к результатам географического образования;

привлечение внимания общественности и профессионального педагогического сообщества к повышению статуса географического образования в виду его социальной значимости и объективной необходимости повысить его действенность в патриотическом воспитании учащихся, в развитии географической культуры и коммуникативных качеств, творческого познания своей страны и мира в целом.

Настоящая Концепция она опирается на следующие главные дидактические принципы:

содержание и структура школьная география должны рассматриваться как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся, их личностных интересов и склонностей;

методической основой реализации предмета должны стать системно- деятельностный и компетентностный подходы, принцип личностно-ориентированного обучения, рассматривающий учащегося в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений;

усиление гуманизации географического образования следует считать такие общественные ресурсы, как этика, ценности, идеи, междисциплинарные знания, толерантность, ответственность в природной и социальной среде.

обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает применением новейших, в том числе информационно- коммуникационных технологий и современных форм организации учебного процесса;

предметные результаты обучения географии должны определяется, прежде всего, не суммой теоретических знаний, сколько умением применять их в повседневной практике, с целью решения жизненно важных проблем в природной и социальной среде.

Исходя из охарактеризованной выше основной цели географического образования, главные его задачи с некоторой степенью условности можно подразделить на теоретико- мировоззренческие и прикладные.

К теоретико-мировоззренческим задачам географического образования в Концепции отнесены:

формирование мировоззрения будущих поколений через познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве, понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития России и мира;

развитие активного восприятия современного мира через познание на конкретных примерах многообразия географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

понимание сущности и динамики глобальных и региональных процессов, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

формирование общероссийской культурной идентичности, осознание географического своеобразия своего региона на базе всестороннего изучение географии России, включая ее геополитическое положение, особенности природы, населения, хозяйства, во взаимозависимости с природопользованием, экономическим и социальным развитием регионов страны;

понимание закономерностей размещения населения и хозяйства, закономерностей территориальной организации производительных сил в связи с природными социальными и пространственными факторами, проблемами адаптации и здоровья человека в зависимости от географических условий проживания;

понимание главных политических и экономических взаимоотношений в современном мире, включая политические группировки, экономические союзы, воздействие международного географического разделения труда, социально-экономических контрастов и региональных конфликтов на мировую политику и экономику;

К прикладным задачам географического образования в Концепции отнесены:

становление географической грамотности, в том числе, умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них;

умение в совершенстве пользоваться важнейшим «языком» международного общения - географической картой для поиска, интерпретации и презентации географической информации;

умение пользоваться современными информационными технологиями, обладать необходимой компьютерной грамотностью, приобрести начальные навыки моделирования и прогнозирования;

умение ориентироваться, вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов;

умение применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в природе, адаптацию к условиям территории проживания, осуществлять оценку природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности,

развитие интереса к географии, в том числе знакомство учащихся с применением географических знаний в различных профессиях, в т.ч. связанных с географией.

Географическое образование и развитие личности

В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, особое значение приобретает мировоззренческая функция географического образования. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, но служат основой для понимания общих тенденций гуманитарного развития.

Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

Возможности учебной географии в формировании личностных результатов многогранны. Она реализуются по многим направлениям через содержание курсов и тем (прежде всего, гуманитарно-ориентированных), организацию учебно-воспитательного процесса с использованием деятельностного подхода, интерактивных форм обучения, исследовательских проектов по актуальным темам, ситуационных задач, но также с помощью современных наукоемких педагогических технологий.

Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

05.01.2021 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!