СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. И. Курнаков. Размышления зрителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

На некоторых выставках картин народного художника СССР, действительного члена Российской Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И. Е. Репина и обладателя ещё многих престижных званий, наград и премий Андрея Ильича Курнакова мне удалось побывать. И всегда поражал не только его высокий профессионализм, но и какая-то особая смелость и размах рисунка и в жанровых картинах, и в портретах, и в пейзажах. Чувствовалось, что за всем этим стоял глубокий анализ художником выбранного (задуманного) или увиденного им сюжета, затронувшего его душу. Без этого, по-моему, нет живописи в истинном её понимании, а есть в лучшем случае подобие фотографии.

Живопись познаётся в сравнении

Современная фотография, яркая, цветная, для некоторых зрителей и есть картина. Тем более что напечатана на холсте. Но приглядишься к такой «картине» – и ничего не почувствуешь. В ней, картине-фото, как считают некоторые учёные, начисто отсутствует биоэнергия космоса, которая всегда есть в живописи, и не только.

Пресыщенность зрителя и хорошими картинами, и не очень заставляет современных художников искать «новые» формы выражения своих замыслов. Чего только не увидишь на выставках!

Всё созданное замечательным художником Андреем Ильичом Курнаковым зиждется на многочисленных этюдах, эскизах, рисунках, писанных с натуры. Натура волшебна, и её не превзойти. В его работах, если внимательно их смотреть, чувствуется постоянный поиск цветовых решений и отношений, служащих тональности того или иного произведения. А уж смелой лепке формы цветом можно только удивляться. И, главное, за всем этим видна виртуозность рисунка. Рисунка сочного, правдивого и всегда соответствующего теме, без которого живопись бессмысленна.

Волшебная кисть мастера

Надо сказать, что, впервые увидев пейзажи мастера, можно не совсем понять их смысл и даже цветовое решение. Поначалу всё кажется бледно-лиловым, серым, подёрнутым дымкой тумана. Но вскоре приходит озарение: да это же русский дух и бесконечная любовь художника к своей ни с чем не сравнимой природе! Природе, порой пронизанной печалью, словно в стихах Сергея Есенина. И такой родной, без которой трудно представить душу русского человека. Отсюда глубочайшее понимание и проникновение художником в её суть, когда ежеминутно меняется и освещение, и краски.

Именно волшебная кисть художника останавливает для нас эти мгновения, заставляет наслаждаться увиденным или печалиться ему. Разве ж можно остаться равнодушным, увидев такие работы Курнакова, как «Малиновый закат. Попов верх», «Вечер на реке Цон», «К вечеру. Бежин луг», «Будискина гора», «Весна в Ботанике», «Вечер на реке Снежеть»… Впечатляют и другие полотна живописца. У произведений мастера можно стоять часами. Такова сила искусства Андрея Ильича, заставляющая сопереживать зрителя художнику, который увидел и открыл для него мир прекрасного и порой печального.

Сила и красота этюдов

Хочется сказать об этюдах художника. Некоторые из них вполне законченные картины, хотя и небольших размеров. Вот, например, этюд «Дорога в России». Здесь всё обобщено в единое целое. И лиловато-серое небо, и деревья, облитые закатным солнцем, и тёмная дорога, ведущая неизвестно куда. Этот этюд по смыслу сказанного может быть украшением любой выставки.

Ну что вроде бы особенного в этюдах «Синий дом с красными ставнями», «Зимний пейзаж», «На родине Н. С. Лескова. Стожок»? Но они написаны с натуры и с такой любовью, с таким знанием состояния природы, освещения, что просто диву даёшься. Это откровение художнику как будто давалось свыше. Этюды Андрея Ильича с натуры – это окна в живой мир. Мир портретов, мир жанровых сцен, многочисленных эскизов… Это особый богатейший красочный мир великого труда ушедшей эпохи. И напоминание о том, что не выстояла бы страна под натиском немецко-фашистских орд Германии, да и других государств, если бы не самоотверженный труд всего народа, не беззаветная храбрость и ратный подвиг наших солдат и командиров.

Знаменитые диорамы

Андрей Ильич, участник Великой Отечественной войны, вложил всего себя в создание знаменитых диорам, посвящённых прорыву обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года и сражению частей Красной Армии с войсками белой добровольческой армии генерала Деникина под Кромами в 1919 году. Когда стоишь перед этими творениями, эффект глубины пейзажа от переднего плана до горизонта просто потрясает. Он усиливается ещё и от реалистической динамики сражающихся, от взрывов снарядов, а в первой диораме ещё и от рева самолётов, залпов катюш. И, кажется, спустись туда, вниз, – всё для тебя станет реальным и страшным.

Как писал член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения, большой друг художника И. А. Круглый, Курнакову пришлось быть и главным исполнителем работ по диорамам, и одновременно режиссёром, объединившим отдельные эпизоды сражений в одно целое.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/nezabyvaemye-vstrechi-razmyshlenie-zritelja

Категория: Всем учителям
05.01.2017 17:49


© 2017 373

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!