СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А вы знаете, что голландский живописец Пит Мондриан, один из отцов абстракционизма, был настоящим трудоголиком

Нажмите, чтобы узнать подробности

ногда он продолжал работать до тех пор, пока его руки не покрывались волдырями от кисти.

Сегодня покажу вам и Другого Мондриана, яркого, нежного, понятного.

Полюбуйтесь его пейзажами, натюрмортами и портретами.

7 марта родился Piet Mondriaan Пит Мондриан (1872-1944), нидерландский художник, один из основателей абстрактной живописи.

Мондриан начал рисовать еще в детстве, а профессиональное образование получил в амстердамской Академии изящных искусств. Художник много лет прожил в Париже, но после того, как его картины попали на выставку «Дегенеративное искусство», был вынужден переехать в Нью-Йорк.

Здесь он прожил до конца жизни и завоевал огромную популярность, в частности, благодаря Пегги Гуггенхайм.

  • самые знаменитые его картины написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий, желтый) и трех «не-цветов» (черный, белый, серый).

Все эти работы строго геометричны, в них присутствуют только вертикальные и горизонтальные линии. После переезда в Нью-Йорк Мондриан полностью отказывается и от черного цвета. Известные картины Пита Мондриана: «Нью-Йорк 1», «Бродвей буги-вуги», «Ветряная мельница в солнечном свете», «Красное дерево», «Композиция №10: Пирс и океан», «Победа буги-вуги».

Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами – Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.

Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться.

Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. А вот в остальном…

Мондриан не писал портретов своей семьи, не был замечен в каких бы то ни было отношениях с женщинами (с мужчинами, впрочем, тоже).

В его жизни было довольно много друзей-коллег, но, похоже, отношения с ними художник строил и поддерживал исключительно в контексте живописи, за пределами которого ему вполне хватало собственного общества.

Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен.

Долгие годы Мондриан писал в техниках, в которых работали многие его современники.

В его ранних полотнах нет практически ничего, что указывало бы на тот неповторимый стиль, который через 20 лет станет определяющим для его творчества.

Работы этого периода натуралистичны, в них ощущается влияние импрессионизма (позже его вытеснят фовизм и пуантилизм).

Единственное, что можно четко проследить, - это тяготение Мондриана к определенным цветам: красному, синему и желтому («Мельница в солнечном свете», 1908, «Маяк в Весткапелле», 1909, «Амариллис», 1910). «Точкой невозврата» в творчестве Мондриана становится картина «Эволюция» (1910-1911), которую он пишет незадолго до переезда в Париж.

В это время художник открывает для себя учение Елены Блаватской и становится членом голландского Теософского сообщества.

С этого момента все работы Мондриана посвящены единственной цели – поиску Абсолюта, тайного духовного знания, способного дать человеку наиболее полное и ясное понимание окружающего мира.

В 1937 году работы Мондриана оказались среди экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», пометившей многих авангардистов незримым клеймом опасных изгоев, подлежащих уничтожению.

Как это ни парадоксально, именно эта выставка обеспечила Мондриану и другим «неправильным» художникам неслыханное количество зрителей, о котором в другое время и при других обстоятельствах они могли бы только мечтать.

За без малого четыре года «Дегенеративное искусство» в разных городах посетили около трех миллионов человек.

Понимая, что в Европе он уже не сможет свободно писать и выставляться, и элементарно спасаясь от угрозы собственной жизни, художник (как и многие его коллеги в то время) в 1938 году отправляется сначала в Лондон, а затем – в Нью-Йорк. Из-за океана фашизм казался уже не таким страшным. Кроме того, Мондриана полностью захватила жизнь в Нью-Йорке с его сумасшедшим ритмом жизни, постоянным движением, безумной музыкой и самыми смелыми экспериментами во всех видах искусства.

Переезд художника в Штаты становится отправной точкой для нового этапа в его творчестве.

Начиная с первой же работы, написанной здесь («Нью-Йорк 1», 1942), он перестает использовать черный цвет.

Полотна Мондриана больше не являются лишь пронумерованными «композициями», в них появляются география, музыка, ритм («Бродвей буги-вуги», 1942-1943), они приобретают глубину, настроение, узнаваемые мотивы.

Над картинами нью-йоркского периода художник работал долго, периодически дополняя и перерабатывая их.

Например, благодаря обнаруженному в 2008 году единственному видеоролику с Мондрианом и двухлетнему исследованию работы «Победа буги-вуги» (1944) выяснилось, что полотно было создано за одну сессию.

Но уже перед самой своей смертью художник внес в него радикальные изменения с помощью кусочков цветной клейкой ленты. В лице американцев Мондриан нашел благодарную публику, которая приходила в восторг от его работ.

Не последнюю роль в этом сыграла знаменитая меценатка Пегги Гуггенхайм, выставлявшая полотна художника в своей галерее.

Искушенным нью-йоркским критикам и журналистам только и оставалось, что обсуждать картины Мондриана, потому что в остальном его жизнь была удивительно скучной.

Он не давал поводов посплетничать о своих романах или сексуальной ориентации, не устраивал скандалов и эпатажных выходок, не нуждался в алкоголе или наркотиках, чтобы писать.

Даже смерть его была вполне обыденной и более чем «достойной»:

Пит Мондриан умер от пневмонии в возрасте 71 года, оставив будущих биографов в полном отчаянии и недоумении.

Автор: Евгения Сидельникова

08.03.2024 00:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя