СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. В настоящее время считается, что главные цели обучения математике не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у учащихся, но и подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Поэтому сегодня учителю необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, будут ускорять развитие учащихся, и при этом учитывать возможности каждого ребенка. Так как урок остается основной формой в организации образовательного процесса, то и надо сделать так, чтобы ребёнок учился с желанием, поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Значит, уроки должны быть содержательны, насыщены, продуманы, поэтому и свою деятельность учителя характеризую постоянным совершенствованием учебного процесса, изучением современных технологий обучения математике и использованием их в сочетании с традиционными методами. В настоящее время школьную жизнь без ИКТ-технологий уже невозможно представить. Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока, для мотивации учащихся и повышения качества знаний. Компьютерные презентации помогают продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делают урок насыщенным, интересным, позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения положительного результата при минимальных затратах времени на обучение. Компьютер использую при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при устной работе на уроке. Пользуюсь при проведении внеклассных мероприятий по предмету и на родительских собраниях. В основном использую: презентации свои и составленные моими учениками; презентации «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»; презентации фестиваля «Открытый урок», проводимого газетой «1 сентября». Следующие образовательные технологии или их элементы я также использую в своей практике. Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а также создаёт условия для развития индивидуальных способностей детей. Технология уровневой дифференциации, способствует более прочному усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. В классе всегда есть сильные ученики и менее подготовленные, поэтому и задания для работы предлагаю на выбор, оцениваемые на «5», «4», «3». Сначала не каждый выбирает посильное ему задание. Но потом, сделав правильный выбор и справившись, каждый получает положительный заряд эмоций, удовлетворение. Проблемное обучение. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Например, для решения уравнения х + 5 = 3 недостаточно множества натуральных чисел, есть необходимость введения отрицательных чисел; 7у = 5 требует введения дробных чисел; х2 + 3 = 0 не имеет корней на множестве действительных чисел, тогда на каком множестве чисел имеет их? Я не даю готовых формул, веду своих учеников к «открытию» математических формул, зависимостей, закономерностей, свойств, законов. Вопросы: «Как полагаете? Кто догадался? Как обосновать? У кого другое мнение? Как доказать? − будят мысль, заставляют мозг активно работать; каждому хочется дойти до истины. Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Учащиеся готовят рефераты, доклады. Игровые технологии. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. К примеру, ребятам нравится выполнять задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых или недописанных записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся, им становится интересно. Для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются также и занимательные задачи (т.е. задачи на «соображение», на «догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи, провоцирующие задачи). Активизируют познавательную деятельность учащихся и кодированные ответы. Закодировать можно поощрительные слова – молодец, умница, вундеркинд и т. д., тему урока, фамилии выдающихся математиков и др. Если закодирована фамилия, то кратко рассказываю о жизни этого человека, предлагаю литературу для любознательных учащихся. Тестовые технологии. Начиная со среднего звена, обучаю учащихся работать с тестами. Я их использую на различных этапах урока в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Провожу работу с тестовыми заданиями, требующими альтернативного выбора правильного ответа из нескольких предложенных или написания полученного учащимся ответа. В течение учебного года провожу обучающие, тренировочные тестовые работы по изученным темам. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Для контроля знаний использую и традиционные контрольно-измерительные материалы. Считаю, что важным условием повышения эффективности уроков является и многоплановое применение наглядности, в частности: таблиц, плакатов, альбомов с готовыми рисунками, чертежами, которые сделаны самими учениками вместе с учителем. Учащиеся с большим энтузиазмом участвуют в оснащения кабинета математики учебно-наглядными пособиями. Ими накоплен и оформлен богатый занимательный материал по предмету: альбомы «Ребусы», «Числовые ребусы», «Шарады», «Задачи со спичками», «Математика в стихах» и многое другое. Очень оживляет уроки математики исторический материал, который часто использую при ознакомлении учащихся с теорией предмета. Системная работа по использованию педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению интереса к предмету. Я не ограничивает свою работу только уроками. С целью углубления и расширения знаний учащихся, привития им интереса к математике, раскрытия творческих способностей вовлекаю учащихся во внеурочную учебную деятельность «Математика вокруг нас», «Умники и умницы». Детям нравятся внеклассные мероприятия: «Клуб веселых математиков», «Устами младенца», «МАТЕМАТИКА в задачах», «О, счастливчик!», театрализованные постановки и др. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в школьных олимпиадах, в олимпиадах муниципального уровня, международной онлайн-олимпиаде «Фоксфорд». На весенних каникулах в олимпиаде по математике муниципального уровня 2019 года ученик 6 класса стал призером. В наше время компьютер уже не роскошь. Редко у кого в доме нет этой техники, ведь родители учащихся заинтересованы в успешном обучении своих детей. Поэтому есть возможность продолжить общение с учащимися и во внеурочное время через Интернет. В последнее время это уже практикуется. Есть учащиеся выпускных классов, которые самостоятельно готовятся к экзаменам. Дети обращаются за консультацией по проблемным вопросам, присылают на проверку работы (тесты). Бывает, обращаются за помощью и выпускники, продолжающие обучение в вузе. Среди моих выпускников есть и медалисты. Всего семь выпускников школы закончили математический факультет МГПИ им. М. Е. Евсевьева, на сегодняшний день на этом факультете обучаются две мои выпускницы. В настоящее время работают в нашей школе мои ученики. Полученный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, не позволяет останавливаться на достигнутом, приходится и самой учится всю жизнь: изучать методическую литературу, повышать свой методический уровень, регулярно проходить курсы повышения квалификации в МРИО. Литература 1. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград : Учитель, 2006. 2. Математика. Уроки учительского мастерства. 5 − 11 классы / Е. В. Алтухова, Т. Н. Видеман и др. – Волгоград : Учитель, 2009. 3. Поскрякова, Э. В. Внеклассная работа по математике в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/45017.htm
© 2019, Голюшова Клара Витальевна 146