СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр II и его реформы. Их влияние на жизнь страны и Воронежского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самой главной для Воронежской губернии стала аграрная реформа, так как большинство населения были крепостные крестьяне.

10 марта 1861 года в Воронеже торжественно объявили об отмене крепостного права. Официально воронежские крестьяне, как и везде в стране, стали лично свободными. Фактически же положение крестьян после реформы не улучшилось, а ухудшилось. В особенно тяжёлом положении оказались бывшие помещичьи крестьяне. По реформе 19 февраля 1861 года у помещичьих крестьян Воронежской губернии отрезали в среднем 29,6% их прежних земельных наделов. Наибольшие отрезки были у крестьян южных уездов. Так, в Бобровском уезде в пользу помещиков было отрезано 46,3% крестьянских земель, в Валуйском уезде - 42,1%, в Бирюченском уезде - 33,6%, в Острогожском уезде - 31,4%. В результате помещики Воронежской губернии сохранили за собой в два с лишним раза больше земли, чем получили их бывшие крестьяне в надел. При этом у крестьян были отрезаны лучшие земли.

Полученный надел крестьяне должны были выкупить по высокой цене. Пока выкуп не был уплачен, крестьяне считались временно-обязанными своего помещика и должны были по-прежнему нести повинности. Крестьянская реформа 1861 года обманула надежды крестьян на «полную волю». Условия реформы были таковы, что неимущие крестьяне не только не смогли поправить экономическое положение своих хозяйств, но, наоборот, окончательно потеряли свою хозяйственную самостоятельность.

К концу XIX века Россия подходила, имея массу несостоятельных крестьянских хозяйств, архаичную систему землепользования, периодические неурожаи и постоянную угрозу голода в деревне. Отдавая свои наделы за бесценок помещику, многие неимущие крестьяне уходили в города и пополняли ряды рабочего класса.

Другая часть крестьян поднялась на борьбу. В пореформенные годы Воронежская губерния занимала одно из первых мест среди губерний России по числу и размаху крестьянских выступлений. Наибольшую остроту приобрело народное движение в Бобровском уезде. Прибывший на побывку в Тишанку солдат Василий Чибисов объявил односельчанам, что реформа в Воронежском крае проведена неправильно, что местные помещики и чиновники обманули народ, скрыли от него настоящую правду. На самом же деле, говорил Чибисов, царь велел отдать крестьянам все земли. Слухи о «подложной воле» быстро облетели соседние сёла. Крестьяне Бродового, Старого и Нового Курлаков, Хлебородного, Новой Чиглы и Никольского, общей численностью до 10 000 человек, отказались выполнять повинности помещикам. Центром волнений стала Тишанка. Действия между крестьянами различных селений согласовывались. Когда слухи о волнениях крестьян дошли до воронежского губернатора Толстого, он сам лично приехал в Тишанку, чтобы успокоить восставших. Но крестьяне выгнали из села губернатора, а также генерала Мердера, приехавшего с ним. В итоге в село прибыли войска и силой подавили волнения. Наиболее активные крестьяне в каждом селении были подвергнуты порке. 11 крестьян отданы под суд.

Против грабительской реформы крестьяне Воронежской губернии выступали не только в 1861 году, но и в последующие годы. Так, в феврале-апреле 1863 года 3 000 крестьян Красной слободы и 600 крестьян слободы Подосиновки Новохопёрского уезда отказались принять и обрабатывать земельный надел и платить оброк помещице Раевской. Они самовольно сменили волостного старшину и сельского старосту и стали ожидать «новой воли». Только с помощью войск местным властям удалось подавить волнения крестьян. Около 200 человек были наказаны розгами, в том числе и женщины.

Аналогичные движения крестьян в 1861-1863 годах наблюдались в Павловском уезде, Острогожском уезде, Богучарском уезде, Бирюченском уезде, Задонском уезде, Валуйском уезде, Воронежском уезде и других уездах Воронежской губернии.

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков.

В 1870 году в России вводится «Городовое положение». В соответствии с ним, в более чем 500 городах создавались органы городского самоуправления – городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы – постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги. Однако и здесь избиратели делились на три курии – по имущественному достатку. В конечном результате городское управление оказывалось в руках представителей немногочисленной первой курии, состоявшей из предпринимателей и богатых домовладельцев.

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов. Но только 40 шшш сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. И все же при весьма скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

В 1864 году были утверждены «Судебные уставы», в соответствии с которыми старый канцелярский чиновничий суд упразднялся безоговорочно. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная.

Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно – только по приговору суда. Окружные суды контролировались судебными палатами – по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации – тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Прежде всего, здесь следует отметить «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота – 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования. В результате в мирное время на действительной службе находилось не более 25-30% от общего числа призывников.

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов – 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения – кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения.

Подводя итоги, можно, утвердить, что реформы Александра нужны были России первоочерёдно, но впоследствии, из-за недовольства дворян в том числе, Александр был убит в 1881 году.

14.01.2021 13:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!