СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ диагностической контрольной работы по обществознанию в режиме СТАТГРАД

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Краткая характеристика КИМ

Модель диагностических КИМ ЕГЭ по обществознанию была преемственна с моделью 2014 г.

Диагностическая работа состоит из 3 частей, которые различаются по содержанию, уровню сложности и числу заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; часть 2 включает в себя 8 заданий с кратким ответом; часть 3 содержит 9 заданий с развернутым ответом (ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме; задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки).

4 задания части 3 (С1–С4) объединены в составное задание с фрагментом текста и преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулировку и аргументацию оценочных суждений, связанных с положениями текста. Задание С5 выявляет уровень понимания и применения теоретических понятий в задан-ном контексте; С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; С7 – задание-задача, требующая анализа представ-ленной информации, в том числе статистической и графической; С8 – задание, требующее составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. В каждом варианте КИМ задания С1–С8 представляют любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение). Завершает работу альтернативное задание (С9), требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из пяти, предлагаемых учащимся в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением).

Задания различаются по характеру и уровню сложности. Задания повышенного и высокого уровней трудности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную, по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета учитывается при подборе источников информации, используемых в работе. Это, как правило, неадаптированный текст из публикаций научного, научно-популярного, социально-философского характера. Кроме того, для заданий на различение суждений, отражающих факты и оценочные высказывания, конструируется небольшое сообщение, по стилю приближенное к информационным сообщениям СМИ.

2. Основные результаты ДКР по обществознанию

В ДКР принимало участие 35 человек: 13 человек из МАОУ «СОШ №46», 7 человек из ГБОУ "СОШ №2", 14 человек из ГБОУ "СОШ №3", 1 человек - "Прокоп-Салдинская СОШ". Общий процент выполнения по школам – 51%.

Средний балл по 59-бальной шкале составил 16 балла (40 б. по 100-бальной шкале):

Наиболее общую картину итоговых показателей дает распределение участников экзамена по первичным и тестовым баллам. Смотри приложение 1 (результаты ДКР по обществознанию).

3. Анализ выполнения диагностической работы по объектам контроля

Среди заданий с выбором ответа более низкими показателями отличаются задания на оценку верности двух суждений. Такие показатели не случайны и соответствуют присвоенному этой категории заданий повышенному уровню сложности. При их выполнении учащимся приходится оперировать не отдельными понятиями и их признаками, а более сложными логическими единицами – суждениями. Каждое из двух приведенных в задании суждений следует рассмотреть с позиции их соответствия современным научным представлениям в области обществознания. Эти суждения связаны общим предметом рассмотрения, который указывается в условии.

Наиболее успешно задания части 1 выполняются применительно к социальной сфере жизни общества. Этот наиболее компактный и проработанный в учебниках раздел курса, очевидно, хорошо усваивается учащимися.

В разделе «Человек и общество» по-прежнему более низкие показатели приходятся на задания, связанные с проблемами познания.

Знания по экономическому разделу курса несколько улучшились по сравнению с результатами прошлых лет. В частности, учащиеся стали лучше справляться с заданием А8, представляющим информацию в графическом виде. Вместе с тем имеются пробелы в знаниях некоторых базовых экономических понятий, таких как «спрос», ВВП, «государственный бюджет».

В области политологии по-прежнему вызывает затруднение понятие «форма государства».

Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной деятельности.

Обратимся к другим частям работы.

Рассмотрим эти показатели с точки зрения сформированности у выпускников отдельных умений и способов деятельности, поскольку выполнение каждого из этих заданий предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В1 направлено на умение выявлять структурные элементы с помощью схем и таблиц. Задание В4 предполагает выбор необходимой позиции из предложенного списка и направлено на выявление такого умения, как умение соотнести понятие и его признаки. И, наконец, задание В2 - на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.

Сложным для учащихся является задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст.

Приведенные данные показывают, что задания части 2 диагностической работы не являются, в принципе, непреодолимыми даже для выпускников с минимальной подготовкой. Так, более половины выпускников верно систематизировали понятия предложенного логического ряда и выбрали лишние (В2); большая часть учащихся смогли классифицировать по определенным основаниям несколько позиций в задании на установление соответствия (В3), преобразовать информацию о конкретном социальном объекте (В7).

Однако невысокий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре выпускников. В целом, учащиеся, не набравшие минимального балла за это задание, не освоили ни одного из умений, проверяемых заданиями части 2 экзаменационной работы.

Задания части 3 проверяют наиболее сложные, как правило комплексные, умения и компетенции выпускников. Исключения составляют задания С1 и С2, предполагающие деятельность на воспроизводящем уровне.

Приведенные данные показывают, что с первыми двумя заданиями к фрагменту текста справляется подавляющее большинство участников экзамена. Следует отметить, что задания С1 и С2 работают на получение экзаменуемыми со слабой обществоведческой подготовкой минимального балла ЕГЭ, поскольку для их выполнения особенно важно владение общеучебными умениями, связанными с чтением и пониманием текста. При этом значительная часть выпускников со слабой подготовкой не освоила в полной мере и этих умений.

Результаты ДКР показали, что при выполнении заданий С1 и С2 возникают затруднения у некоторых выпускников с хорошей и отличной подготовкой. Интересно, что результаты выполнения задания С1, предполагающего поиск в тексте информации, представленной в явном виде, выпускниками с отличной подготовкой несколько ниже результатов выполнения задания С2, требующего некоторого преобразования информации текста. Возможно, этот факт свидетельствует о том, что в процессе обучения школьников этой группы особое внимание уделяется решению задач преобразующего и творческого характера в ущерб отработке ряда познавательных действий репродуктивного характера. В итоге, некоторые наиболее подготовленные выпускники затрудняются в извлечении из текста информации по заданным вопросам, но без проблем анализируют отдельные идеи текста с привлечением контекстных обществоведческих знаний.

Необходимо отметить и тот факт, что большинство учащиеся практически не приступали к выполнению части С, а, если и приступали, то выполнили лишь первые два задания.

Те учащиеся, которые выполняли задания С4, С5, С6 и С7 в целом с заданиями справились и продемонстрировали умение применять знания о характерных чертах социальных объектах и аргументировать собственную позицию, а также способность устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

К выполнению задания С8 приступили лишь 16 % учащихся. С составлением плана в той или иной мере справились двое выпускников, выполнявших это задание.

Составление плана по определенной теме предполагает владение комплексом знаний и умений: знаний круга основных понятий, положений, выводов по данному вопросу; умение вычленить основные аспекты темы, ее структурные компоненты, придать им форму лаконичных формулировок пунктов плана, отражающих суть вопроса; умение логически выстроить установленные структурные единицы, придать плану завершенную форму.

Анализ результатов ДКР показал, что выпускники нередко затрудняются в определении границ темы. С одной стороны, упускаются ее важные аспекты, с другой стороны, привлекаются позиции, не являющиеся для данной темы характерными. Нередко встречаются планы, по своей форме отвечающие структуре плана сложного типа, но по существу не раскрывающие вопроса.

Отдельно необходимо остановиться на выполнении задания С9. Это задание выполняли наиболее подготовленные учащиеся. Некоторые учащиеся не приступали к написанию обществоведческого эссе.

Экзаменующиеся выбирали самостоятельно, какую из пяти предложенных тем раскрывать в своём эссе.

Данные показывают, что востребованными являются темы по социальной психологии и социологии.

Такие приоритеты можно объяснить рядом причин. Прежде всего, знания по социологическим сюжетам относятся, как показывают результаты экзамена последних лет, к числу наиболее проработанных вопросов курса. По этому разделу курса выпускники часто демонстрируют более высокие результаты, чем по другим разделам. Причем это относится ко всем видам заданий. Темы по социальной психологии, затрагивающие проблемы межличностного взаимодействия, общения в группе и т.п., наиболее тесно связаны с личным социальным опытом учащихся. Поэтому фактический уровень аргументации здесь наиболее очевиден. Тема из этой области всегда может выручить в тех случаях, когда нет уверенности в успешном раскрытии других тем из числа предложенных.

4. Выводы

Проверка показала, что 51% участников ДКР владеют основным содержанием курса на уровне воспроизведения готовых знаний, распознавания существенных признаков ведущих понятий. Сформированы умения: извлекать информацию из неадаптированного источника; работать с понятийными рядами; восполнять недостающее звено в схеме; извлекать информацию из графических источников, статистических данных, представленных в табличной форме.

В то же время сложными познавательными умениями преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает лишь небольшое количество выпускников. А это как раз тот круг компетенций, который формируется на протяжении ряда лет полноценного изучения курса при широком использовании проблемно-познавательных и поисковых методов.

Диагностическая работа показала, что более половины учащихся не умеют правильно распределять время работы: ДКР проводилась в течение 3-х часов и часть учащихся не успела приступить к выполнению заданий повышенного уровня (С6-С9). А некоторые ученики вообще покинули аудиторию через 40 – 50 минут.

Исходя из результатов, можно сделать вывод о сформированности на различных уровнях общеучебных умений учащихся.

Так, на среднем уровне у выпускников сформированы такие знания и умения как:

  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков;
  • осуществлять поиск информации и интерпретировать ее без привлечения знаний курса;
  • называть термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту;
  • применять экономические знания, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка.
  • устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками/ примерами
  • осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • осуществлять поиск социальной информации по определённой теме из оригинальных текстов;
  • систематизировать социальную информацию по определённой теме из оригинальных текстов;

Затруднения в первой части вызвали задания, направленные:

  • На выявление умения классифицировать социальную информацию;
  • Применение полученных при изучении курса знаний в ситуации анализа конкретных оценочных суждений;

На низком уровне у выпускников сформированы следующие умения:

  • Умение выбирать несколько позиций из списка;
  • умение применять знания о характерных чертах социальных объектах и аргументировать собственную позицию
  • Умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.
  • Умение представить материал обществоведческого курса в сжатом виде (С8).

Доля заданий, оказавшихся в зоне повышенной трудности к общему количеству заданий составила 15%.

Результаты ДКР показали недостаточную подготовку обучающихся к выполнению заданий, требующих иллюстрирования теоретических положений фактическим материалом, к написанию эссе. Необходимо акцентировать внимание обучающихся на различии теоретических рассуждений и фактического материала (разница между аргументацией и примерами). Теоретические рассуждения включают рассуждения абстрактного характера, выявляющие причинно-следственные и иерархические связи при обязательном использовании общенаучной и специальной терминологии.

Значимой проблемой при выполнении задания С9 является критерий, требующий обозначить несколько аспектов проблемы. Большая часть учащихся не могут рассмотреть обозначенную социальную проблему (ситуацию) с различных точек зрения. В этом отношении необходимо развивать умение учащихся, начиная с основной школы, рассматривать любую социальную проблему (ситуацию) с различных точек зрения (исторический-современный, положительный-отрицательный, с точки зрения различных социальных групп и т.д.).

В соответствии с представленным анализом результатов ДКР по обществознанию нужно внести коррективы в планы индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ, а также организовать работу по дополнительному изучению сложных разделов и формированию навыков письменной речи в рамках элективных и факультативных курсов обществознания.

При организации подготовки к итоговой аттестации необходимо в первую очередь использовать кодификатор и ориентировать учащихся на работу с критериями проверки, предложенных в демоверсии работы. Вся документация, регламентирующая содержание ЕГЭ по обществознанию, размещается на сайте ФИПИ.

Анализ составила:

Учитель обществознания I кв.категории Бармина Т.А

24.05.2015 11:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!