СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авантюрная политика Эрдогана на Кавказе и в Средиземноморье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир стремительно меняется. События идут одно за одним. Всё быстрее и плотнее. Даже те, кто раньше не задумывался над текущими новостями, начинают ощущать, что происходит что-то необычное. Для простого человека, занятого своими повседневными делами, мировая политика происходит в полных потёмках. А СМИ сами не посвящены в детали происходящего и поэтому выхватывают, словно фонариком, лишь фрагменты общей картины. В результате, то, что в темноте кажется ушами безобидного грызуна, в реальности является клыками свирепого хищника. На Ближнем Востоке Турецкий калейдоскоп событий крутится стремительно. В турецких событиях выскажу своё видение этих событий и их подсветку.

Турция забыла, как быстро Россия разобралась с Грузией в 2008 году. Султан Эрдоган в отчаянии. Он бессильно наблюдает крушение своего, казавшегося таким хитроумным, плана сохранить хотя бы островок исламского государства на территории Сирии под протекторатом Турции в много страдальном сирийском Идлибе. Эрдоган понял, что ни НАТО, ни Евросоюз, ни США не помогут в конфронтации с Россией тому, кто всегда был и остается в сговоре с исламистами.

Турция ведет крайне активную внешнюю политику по переходу в статус мировой державы. Для этого она постоянно нуждается в ресурсах. А также не пытается избегать противостояния с региональными и мировыми игроками, включая Францию и Грецию. Все средства для перехода в новый статус и поддержания внутренней сплоченности вокруг правящей элиты хороши. В последнее время напряженность в отношениях Турции и Евросоюза еще больше возросла. Греция и южная часть Кипра смогли превратить региональный конфликт в противостояние между Анкарой и Брюсселем. Помимо этого, французское правительство использовало возникшую напряженность, чтобы прекратить процесс возможного присоединения Турции к Евросоюзу

Турецкий лидер нуждается в поддержке внутри Турции, где оппозиция жестко критикует его как за действия в Сирии, нанесшие стране огромный ущерб - экономический, социальный, демографический, политический. Оппозиция требует пойти на переговоры с Башаром Асадом, и критикует Эрдогана за провал переговоров в Москве. Рейтинг возглавляемой Эрдоганом Партии справедливости и развития-ПСР неуклонно снижается. А в самой партии наблюдается раскол. Куда заведет Эрдогана его Сирийская авантюра и с каким багажом он подойдет к предстоящим в 2023г. президентским выборам - это вопрос.

Президент Турции Реджеп Эрдоган, превращая в Стамбуле собор Святой Софии в мечеть, надеялся на поднятие мощной волны национализма в стране, которая должна была засвидетельствовать поддержку выбранного им курса. Однако этого не произошло. И турецкий лидер решил ввязаться в авантюру на Кавказе. Эрдоган всегда был резким и эмоциональным политиком. Поэтому его недавние заявления в поддержку Баку, на фоне начавшегося очередного армяно-азербайджанского кризиса, по большей части, сделаны для внутреннего употребления. Одновременно с этим, Анкара пытается оказать воздействие на Москву, чтобы та пошла на уступки в Ливии и Сирии.

Вмешательство Эрдогана в вопросы Ливии и Сирии также служат его внутриполитическим интересам. Но они меркнут на фоне Армении и Азербайджана, которые реально задевают чувства жителей Турции. Между турками и азербайджанцами присутствует этническое родство. В то время как с армянами у турков серьезная вражда. Поэтому любой вопрос армяно-азербайджанских отношений вызывает неподдельный интерес в Турции.

Естественно, ни о какой отправке турецких войск для участия в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном-Карабахе не может быть и речи. Все ограничится дипломатическими и политическими заявлениями разной степени громкости. Нападение Турции на Армению может закончиться крайне суровой реакцией США, где проживает большая армянская диаспора. Россия тоже молчать не будет, поскольку Ереван входит в ОДКБ и на территории Армении находится российская военная база.

Фактически, Анкара решила на словах оспорить права Москвы на патронаж Кавказского региона. Возможно, Эрдоган забыл, как быстро Россия разобралась с Грузией в 2008 году. Тогда авантюра грузинского руководства, решившего напасть на Южную Осетию, плачевно закончилась для Тбилиси. Это было молниеносное поражение. Оно лишь из-за сдержанности россиян не привело к изменению политической власти в Грузии. Да и войскам такая задача не ставилась – быть в Тбилиси.

На северном участке армяно-азербайджанской границы 12 июля произошло столкновение военнослужащих Азербайджана и Армении. В Баку заявили, что армянские Вооруженные силы предприняли попытку артиллерийского удара. В Ереване же объяснили, что эскалация произошла из-за провокационных действий Азербайджанской стороны. При этом Азербайджан по-прежнему сохраняет хорошие отношения с Россией и изменений в этом вопросе не предвидится. Азербайджанская диаспора в Москве очень влиятельная. Поэтому Россия без сомнений сохранит позицию «старшего брата» в армянско-азербайджанском выяснении отношений.

Президент России Владимир Путин объявил о внезапной проверке войск Южного и Западного военных округов. Связываю эту проверку с обострением между Азербайджаном и Арменией. Отношения между Баку и Ереваном сейчас могут легко перейти в катастрофическую фазу. На лидеров Азербайджана и Армении давят уличные настроения. В эскалации участвуют и представители иностранных государств.

Соединённые Штаты имеют в Армении крупное посольство, а Азербайджану уже выразила поддержку Турция. Для Вашингтона данный конфликт является поводом осложнить жизнь Москве, а Анкара хочет обозначить свои геополитические претензии на регион. Россия является единственным государством, которое реально хочет погасить конфликт. Поэтому учения в Южном военном округе с привлечением войск Западного округа – это как раз то самое место.

Турция готова развязать ещё одну войну из-за ресурсов континентального шельфа. Агрессивная экспансионистская политика Турции становится большой проблемой для всего региона Восточного Средиземноморья. Сперва Анкара фактически аннексировала часть северных провинций Сирии, затем турецкие войска вошли в Ливию. Теперь султан Реджеп присматривается к территории Греции, что может привести к реальному военному конфликту внутри блока НАТО.

Яблоком раздора стал маленький остров Кастелоризо или Мейисти. Он находится всего в двух километрах от турецкого побережья. Для сравнения, до ближайшего греческого острова Родос 110 километров, до континентальной части государства – 580 километров. До Первой мировой войны Кастелоризо принадлежал Османской империи, потом отошел к Италии. Под суверенитет Афин остров перешел в 1947 году. Помимо «исторических прав», интерес современной Турции к этому клочку суши размером около десятка квадратных километров определяется природными ресурсами, на которые имеет право претендовать его владелец.

Для понимания общей картины, необходимо учитывать, что Анкара сделала большую ставку на превращение своей страны в крупный региональный энергетический хаб. С одной стороны, построены газопроводы TANAP – TAP и «Турецкий поток». С другой стороны, турки сами активно проводят геологоразведку своих морских шельфов в поисках месторождений углеводородов, пригодных к коммерческой разработке.

Помимо Черного моря, Анкара проводит изыскания и в Восточном Средиземноморье. И это представляет большую проблему для соседей. Поскольку все стороны по-разному трактуют пределы своих морских границ. Греки считают, что владение населенным островом Кастелоризо дает им право претендовать на исключительную экономическую зону в сорок тысяч квадратных километров. Турки считают иначе, поскольку площадь островка несопоставимо мала претензиям Афин.

Территориальные споры сами по себе являются причиной вооруженных конфликтов между государствами. Но все усугубляется тем, что регион Восточного Средиземноморья располагает запасами природного газа, оцениваемыми в 3,45 триллиона кубометров, и 3,8 миллиарда баррелей нефти. Большой куш. Благодаря вторжению в Ливию, султан Реджеп смог перекроить карту морского шельфа в свою пользу. Одно это уже является предпосылкой к Большой войне на севере Африки. Теперь Анкара может столкнуться и с давним противником в лице Афин.

Несмотря на протесты греков, исследовательское судно Oruc Reis подошло к берегам Кастелоризо для проведения сейсмических исследований. Афины направили туда свои ВМС, после чего неподалеку от острова появились 18 турецких фрегатов и боевая авиация. Явственно запахло силовым столкновением. Канцлеру Меркель пришлось лично звонить президенту Эрдогану и премьер-министру Кириакосу Мицотакису. Конфликт удалось остановить, как говорится, в ручном режиме. Исследовательское судно ушло из спорного региона. Но вот надолго ли?.

Агрессивная экспансия Турции и довольно вялая ответная реакция Евросоюза все больше напоминают политику умиротворения одного печально известного реваншиста. Ничем хорошим в прошлый раз это не закончилось. Остается надеяться, что какие-то выводы из истории все же были извлечены. И отношения Турции с ее соседями и бывшими колониями будут развиваться в более конструктивном ключе.

Большим раздражителем в отношениях Турции Франции как раз стала ситуация в Ливии, где Париж и Анкара поддерживают противоположные стороны: Франция — Ливийскую национальную армию во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, а Анкара — заседающее в Триполи Правительство национального согласия. Турция с декабря прошлого года оказывая партии национального согласия военную помощь.

Беспокойство Европы вызывает всё большее усиление позиций Турции в Ливии. Анкара перебросила туда оружие и наемников из Сирии, что очень помогло Сарраджу. Хафтар был вынужден прекратить 14-месячную осаду Триполи и отступить к Сирту и муниципалитету Эль-Джуфра, открывающим путь в район нефтяного полумесяца.

Президент Франции Макрон обвинил турецкие власти в нарушении берлинских договоренностей по Ливии. На той конференции в немецкой столице участники пообещали не поставлять вооружение в охваченную войной страну, а также не оказывать военную помощь любой из сторон конфликта. Сам Париж нарушил резолюцию Совбеза ООН 2011, инициировав военную интервенцию в Ливию. Занимавший тогда пост президента Николя Саркози грезил превратить Францию в мировую державу. В результате в Ливии начался хаос. Следующий французский лидер Франсуа Олланд вел двойную игру. На словах он поддерживал правительство в Триполи. А за спиной — тайно оказывал военную поддержку Хафтару, что еще больше ухудшило ситуацию в стране.

Триполи пообещал Анкаре предоставить лучшие контракты на разработку нефтяных месторождений в Сирте, когда его удастся освободить от сторонников Хафтара. Помимо этого, стороны также договорились о разделе исключительных экономических зон в Средиземноморье, поскольку целью Турции было заполучить четыре стратегические базы на ливийской территории: аэродромы Аль-Ватия (у тунисской границы) и Эль-Джуфра, а также порты Мисраты и Сирта, для того, чтобы контролировать юг Средиземноморья. Желая ослабить позиции Турции в Ливии, Париж стал еще активнее поддерживать Афины в противостоянии с Анкарой по кипрскому урегулированию.

Последние полвека ситуация вокруг Кипра довольно напряженная. Отношения Турции и Греции всегда были далеки от идеальных: после завоевания Константинополя османами в 1453 году Греция вплоть до провозглашения независимости в 1830-м находилась под тяжелой рукой султанов. После этого страны неоднократно воевали друг с другом.

Тем не менее, на Кипре греческая и турецкая общины на протяжении четырех с половиной веков умудрялись сосуществовать нормально, практически не смешиваясь. Проблемы начались после того, как в 1960 году Кипр обрел независимость. Анкара, Афины и Лондон стали гарантами соблюдения прав живущих там турецкой и греческой общин. Турки, составлявшие на тот момент 18% жителей острова, получили треть постов в местных органах власти.

Однако греки-киприоты, составлявшие большинство, потребовали энозиса — воссоединения острова с Грецией. И смогли вытеснить турок со всех правительственных должностей. Между общинами начались яростные столкновения. Турки-киприоты образовали собственный орган самоуправления — Временную турецкую администрацию. Законы, принятые греческой стороной, они признавать отказались. Контрнаступление правительственных войск отбросило национальную армию на исходные позиции

Когда к власти в Греции в результате переворота пришли националисты, ситуация лишь накалилась. Турки ввели на остров войска, сославшись на положение договора 1960 года. Впоследствии хунта пала. Но примирить стороны уже не получилось. Турецкие войска заняли 37% всей территории острова — так образовалось Кипро-Турецкое Федеративное Государство, которое должно было просуществовать не больше года. Вначале планировалось создание федеративной республики, в которой соблюдались бы права двух общин. Но стороны так и не смогли договориться. Турки провозгласили Турецкую Республику Северного Кипра, которую признала только Анкара.

Международное сообщество эту идею осудило. В настоящее время остров разделяет так называемая зеленая линия. На ней находится контингент вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре-ВСООНК, мандат которого продлевают каждый год. В целом обстановка на самом острове довольно стабильна. Общины мирно сосуществуют, «зеленую линию» можно спокойно пересекать, хоть и на ограниченное время.

Еще больше усугубляют ситуацию споры о разработке крупных запасов энергоресурсов, обнаруженных около острова. В настоящее время на шельфе Восточного Средиземноморья известны четыре газовых месторождения: кипрская «Афродита» с запасами 127 млрд. кубометров газа, египетский «Зохр» — 850 млрд. кубометров. А также израильские «Левиафан» и «Тамар» 620 и 200 млрд. кубометров. Все три страны одобрили проект трубопровода из Восточного Средиземноморья в Европу. В Анкаре считают, что выгоды от добычи углеводородов должны быть разделены с Северным Кипром. В результате в мае прошлого года Анкара направила в сторону Кипра две буровые установки «Фатих» и «Явуз». Это навлекло на Турцию лишь санкции со стороны Евросоюза.

Брюссель решил сократить финансовую помощь Анкаре как кандидату на вступление в Европейский союз. И также приостановить контакты на высшем уровне. Решено пересмотреть сотрудничество Европейского инвестиционного банка с Турецкой Республикой. В ответ власти страны заявили, несмотря ни на что, продолжат разведывательные работы. А бурение на шельфе будет проходить под защитой вооруженных сил страны.

Интерес к разработкам проявляют и другие международные игроки: Италия, Франция, США, Ливан, Египет, Израиль. Фактически Анкара противостоит им в одиночку. Образовались три треугольника: Кипр — Греция — Израиль, Кипр — Греция — Ливан и Кипр — Греция — Египет; в рамках каждой из этих групп были заключены трехсторонние договоры о проведении морской границы. Таким образом, страны поделили большую часть шельфа вокруг острова. Турция, заключившая соглашение только с Северным Кипром и ливийским ПНС, эти соглашения не признает.

Что касается Евросоюза, то стремясь диверсифицировать поставки энергоресурсов из России, он занимает сторону Афин, поддерживая Республику Кипр. Брюссель одобрил проект Восточно-Средиземноморского газопровода, согласованный Израилем, Кипром и Грецией. Помимо этого, с согласия Евросоюза Никосия и Каир подписали договор о строительстве магистрального трубопровода по дну Средиземного моря, соединяющего Кипр и Египет.

В Турции, стремящейся сохранить статус главного европейского газового хаба, к прокладке альтернативных газопроводов в Восточном Средиземноморье относятся с опаской. Помимо этого, участие Кипра без турецкой общины в столь масштабных проектах показывает, что мировое сообщество полностью на стороне греческой общины, а это еще больше осложняет урегулирование кипрской проблемы. Россия в этом вопросе старается занимать нейтральную позицию. В Москве осудили санкции Евросоюза против Турции, заявив, что это лишь усугубит многолетний неурегулированный конфликт в регионе, при этом отметив, что это вовсе не означает, что российская сторона поддерживает действия Анкары.

Сегодня становиться очевидным, что Турция не сможет решить вопрос силовым путем, на который еще на днях надеялся президент страны Рэджеп Эрдоган. Без поддержки Европы и США, Турция не сможет справиться не только с Россией, но и с самой Сирией. Но этот факт вовсе не помешает туркам и дальше совать пальцы в колеса обеим странам. События, наоборот, в последние дни набирают все более спорный оборот. Как стало известно, в Европе в срочном порядке провели учения для противодействия российским ядерным ракетам. К чему бы это? Какие еще сюрпризы ждут наше общество в ближайшее время?.

Разумеется, первым и самым очевидным выводом – будет то, что Западная Европа готовится заступиться за Турцию, и ждет соответственно ядерного ответа от России. Но, лично, по моему мнению, которое я не собираюсь никому навязывать, европейцы просто блефуют. Стараются создать остановку готовности к любой агрессии со стороны России. Лишь бы только остановить турецкие амбиции. Не понимая того, что агрессорами за всю историю выступали именно западные европейцы, англосаксы, в более раннем времени римляне и прочее. Почему-то забывается то, что Русь всегда была самой миролюбивой державой. Забывается и то, что, не смотря на агрессию «прогрессивных» держав, Россия несла миру, в основном, исключительно мир и стабильность. Пусть и прежде остается все на своем месте

Патовая ситуация в Сирии похоже подходит к своему логичному завершению? Россия готова к любому конфликту, с целью обезопасить сирийские города и военные базы. США и НАТО не собираются поддержать Турцию, в ее имперских амбициях вернуть себе, некоторые ранее отобранные у Турции земли. Но что есть на данный момент? Анкара еще перебросила в Идлиб довольно крупный контингент войск, усиленный танками и прочей бронетехникой. И вместо панической реакции сирийских правительственных войск и российских военнослужащих, несущих службу в Сирии, есть лишь стремление в кратчайшие сроки изгнать агрессоров со своей территории.

Несмотря на многочисленные мнения о том, что Анкара является многовековым противником для Москвы, на самом деле Россия в настоящее время нуждается в нормальных отношениях с Турцией. Только так можно добиться настоящей стабильности и безопасности и в Сирии и на Ближнем Востоке. Для этого Владимиру Путину в конечном итоге придётся подумать над тем, как не только добиться своих целей в Сирийском Идлибе. Но и сохранить при этом лицо Эрдогана. Без этого Сирийский конфликт имеет все возможности на то, чтобы затянуться ещё на несколько лет. Начало Большой войны?.

России придётся привести в чувство турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, который в очередной раз в угоду своим амбициям взвалил на себя непосильную ношу и спровоцировал боевые действия на чужой территории в Сирии и Ливии. Турция не способна воевать с Россией. И тем более, одержать победу. Поэтому руководству России следует прямо заявить Эрдогану, чтобы он поумерил свои амбиции и понял, что воссоздать Османскую империю уже не получится. А вот восстановить против себя Европу – уже получилось. А если турецкие войска в Сирии начнут препятствовать Сирийской правительственной армии и произведут в нашу сторону хотя бы один выстрел, то будут уничтожены. Иначе с ними нельзя….

26.07.2020 10:19


© 2020 89

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!