СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что носили красавицы с известных портретов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лаконичные платья и роскошные меха, яркие блузы и русские шали — вспоминаем, какую одежду носили героини известных картин русских художников.

Мария Лопухина

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мария Лопухина, сестра Федора Толстого и жена егермейстера, действительного камергера Степана Лопухина, объединяла два старинных русских рода.

Портрет Лопухиной написал в 1797 году Владимир Боровиковский. Как раз в это время — на рубеже двух столетий — в моду вошел неоклассицизм. Плотные платья с пышными юбками сменялись на простые легкие наряды из хлопка с завышенной талией в античном стиле. В России был популярен греческий стиль, а в последние годы правления Екатерины II в придворный гардероб вошло праздничное «греческое платье» — белое, подпоясанное под грудью кушаком. Именно в такой лаконичный наряд и одета Мария Лопухина.

В неглубоком декольте платья виднеется сорочка с высоким воротником. С ее помощью можно было сделать наряд совсем скромным, закрыв вырез. Золотистые полоски на светло-голубом кушаке гармонируют с единственным украшением — браслетом из тонких золотых цепочек. Складки светло-сиреневой шали еще больше приближают наряд к античным образцам, напоминая о драпированных одеяниях.

Через несколько лет после того, как портрет был написан, молодая женщина — ей было всего 24 года — умерла от чахотки. Но, как написал позднее поэт Яков Полонский, «красоту ее Боровиковский спас».

Екатерина Авдулина

Орест Кипренский. Портрет Екатерины Авдулиной. 1822–1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Екатерина Авдулина одета в платье с завышенной талией, модное в первой четверти XIX века. Оно очень сдержанное и, возможно, даже траурное. Однако на плечах у нее нарядная ярко-желтая шаль. Об этом престижном аксессуаре модницы тогда мечтали. Самые роскошные шали, из Кашмира, «кашмирские» (сегодня их называют «кашемировые»), были самыми дорогими. В журнале «Московский телеграф» в то время писали: «Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные, в большой моде. Цвет последних белый или пестрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шелковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз».

Привозные накидки стоили дорого, а спрос на них был большим. И в России, в губерниях Среднего Поволжья, зародилось собственное производство. Одни мастера создавали шали по подобию восточных, другие изобретали собственные приемы. Так возникла техника двустороннего ткачества, когда узоры на накидке были одинаково хороши и с лицевой, и с изнаночной стороны. На мануфактуре братьев Гучковых изготавливали первые в России шали с затканными в одно целое с полотном каймами. Одно из самых известных производств принадлежало братьям Колокольцовым. Сегодня их шали хранятся в музейных коллекциях, например в Государственном Эрмитаже.

Юлия Самойлова

Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов не раз писал свою покровительницу и возлюбленную — экстравагантную красавицу графиню Юлию Самойлову. Художник очень точно показал особенности костюмированных балов того времени. В XIX веке силуэт и крой платья всегда соответствовали моде, а о прошедших эпохах могли напоминать лишь детали. Платье Юлии Самойловой с глубоким декольте, лифом, подчеркивающим грудь, и почти полностью открытыми руками — типичное вечернее платье самого конца 1830-х и начала 1840-х. О средневековом одеянии напоминают в основном материалы и отдельные элементы: обильная отделка мехом горностая, юбка из чередующихся частей красного и белого шелка, а также длинная церемониальная мантия.

Бурное увлечение эпохой Средневековья началось в 1820-х. Поначалу оно касалось только литературы, а затем перекинулась и на другие области, в том числе и на костюм. Даже в повседневных платьях появились длинные рукава в средневековом стиле, а гладкие женские прически стали закрывать уши, напоминая о XIII веке. В аристократических салонах разыгрывали живые картины в соответствующих нарядах, а на свежем воздухе устраивались турниры. В эпоху романтизма культуру Средних веков открывали заново и идеализировали. И графиня Самойлова, страстная и отважная натура, предстала перед зрителями в костюме рыцарских времен.https://www.culture.ru/materials/253086/chto-nosili-krasavicy-s-izvestnykh-portretov

Ивhttps://www.cuhttps://www.culture.ru/materials/253086/chto-nosili-krasavicy-s-izvestnykh-portretovlture.ru/materials/253086/chto-nosili-krasavicy-s-izvestnykh-portretovан

Категория: Всем учителям
10.06.2018 13:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!