СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
( воспоминания детского врача Кати Брехман, письмо приведено без изменений) |
Уважаемые друзья арифметики ! Обстоятельства места и времени: 1947-48 гг. Ташкент, окраина, полу-сельская местность, школа-семилетка, 5-й Класс. Это моя третья школа. Мне 13 лет. В нашем 5-А классе 35-38 разновозрастных учеников. Ранние послевоенные годы. Арифметику преподает немолодая Учительница, в прошлом преподаватель гимназии. Возможно из репрессированных и отправленных в Узбекистан еще до войны. Это мои домыслы, т.к. она очень выгодно выделялась среди других учителей внешним видом, красивой русской речью, культурой общения с детьми и коллегами. Точно помню, что у Учительницы были проблемы с передвижением, поэтому в школу и из школы ее всегда сопровождали ученики нашей школы, вели под руку, несли портфель. Подготовка класса к уроку. Во время перемены два дежурных готовили класс к уроку. Большая длинная доска начисто вытерта, разделена на 4 части. Стол Учительницы стоит у наружной стены класса, а не в центре. Звонок, Учительница входит, все встают, она проходит к своему столу. Здоровается, садится. Выходят два дежурных и становятся перед Учительницей. Начало урока. Учительница: Здравствуйте, дети, садитесь! Ученики: 1-й дежурный: Класс к уроку готов! Доска разделена на 4 части, имеется 4 мела и 4 тряпки. 2-й дежурный: В классе по списку 35 человек. Присутствуют все! Домашнее задание выполнили все. Варианты: В классе отсутствует Иванов - болен. Домашнее задание не выполнили Петров и Сидоров. или: В классе отсутствует Иванов, первый день, по неизвестной причине. (Если отсутствует второй день, то причина уже должна быть известна!). Учительница: Хорошо, садитесь. К доске идут Соколова, Жемчугова, Ким и Койфман (это - я). Вызванные ученики идут к доске, проходя мимо стола Учительницы, получают задание на листочках, каждый идет к своему участку на доске и приступает к выполнению задания. Задания имеют своей целью проверить, как усвоен пройденный материал. Учительница: Ко мне идут Жарова, Соболева, Коник, Боров. Каждый получает на листочке задание для устного счета. Они становятся лицом к Учителю, в линеечку и по очереди отвечают, без предварительной подготовки. Весь класс слушает и оценивает ответы товарищей. Все 4 ответа и их обсуждение занимает 10-15 минут. Ученики идут на место. За это время готовы к ответу ученики у доски. Обсуждение и оценка ответов идет в таком же порядке (еще 10 минут). Дальнейшая часть урока отводится объяснению нового материала и его закреплению. Иногда с целью закрепления и проверки усвоения очень быстро каждому раздавались небольшие листочки-"летучки" с заданием и каждый решал в своей тетради. Домашнее задание давалось в конце урока: Учительница писала на доске страницы и номера задач и примеров. Если было сложное домашнее задание и большинство не справилось, то урок начинался с пояснений к этому заданию. При этом один из тех, кто справился, выходил к доске и объяснял всему классу. (Если ребенок решил сам, то он мог объяснить, а если нет, то значит списал, либо кто-то помогал ему решать, не объяснив процесса решения). О правилах и терминах. Очень большое внимание уделялось изучению правил: они были четкие, лаконичные, понятные, заносились в тетради и брались в "рамочки". Нас учили свободно оперировать математическими терминами: слагаемое, множитель, делимое, делитель, частное, др. О тетрадях. Несмотря на кризисную ситуацию с бумагой в военные и первые послевоенные годы, каждый имел на целый год 4 толстые тетради (по количеству четвертей), одна тетрадь для контрольных работ на весь год. Кроме того, в классе была Классная круговая тетрадь. На первой странице этой тетради был написан список учеников класса (как в классном журнале). Каждый день эта тетрадь передавалась по списку следующему ученику, и она у него была сутки. Ученик в этот день не пользуется своей тетрадью, а все, что пишется в классе и домашнее задание, он выполняет в этой тетради. В день контрольной работы, последняя решалась тем учеником, у кого была тетрадь в этот день. Один раз в неделю тетрадь бралась для проверки. В течение четверти ученик получал достаточное количество оценок, что давало возможность без труда объективно оценить каждого. Дисциплина была прекрасная, класс был дружный и особо отстающих тоже не было. Я не помню, чтобы кто-то из моих соучеников неуважительно относился к нашей Учительнице, проявлял какое-то недовольство или осуждение в ее адрес. Последствия. В начале второй четверти 6 класса (1948) я с родителями вернулась в г. Винницу, УССР, откуда эвакуировались в июне 1941 г. Я продолжила учебу в 6-м классе, который был переполнен: по 3 человека на одной парте. По школьной программе я опережала своих новых соучеников в изучении арифметики, что давало мне определенные преимущества. Новый, умный учитель арифметики, бывший фронтовик, в военном кителе сразу обратил на меня внимание и почти ежедневно спрашивал и с места и у доски. Особенно его интересовало знание правил. Положение его было не простое (это я уже сейчас понимаю). Он, по сути, "учился" у меня, не подавая вида перед остальными учениками. Я сразу же завоевала авторитет в классе. Это была единственная в городе смешанная (железнодорожная) школа, а половина класса еврейские ребята. Конечно, у меня была куча проблем с украинским и отчасти с русским языками (я фактически не училась в первом классе - условия жизни в эвакуации). Но Арифметика, моя спасительница, определила мне достойное место в новой, четвертой в моей жизни школе. Ни одна из других математических дисциплин - алгебра, геометрия, тригонометрия - не стала для меня такой близкой и значимой как Арифметика. Уважаемые Игорь и Эстер, если вы дочитали до этой последней строчки, то я благодарю вас за терпение и за то, что я с помощью этого письма вспомнила УЧИТЕЛЬНИЦУ, которая заслуживает, чтобы ее помнили около 60 лет. С уважением Катя Брехман.
|
© 2015, Кот Вацлав Иванович 863