СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артель древней живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старинном русском селе Палех cозданы Палехские художественные мастерские. В XVI-XVII веках Палех стал центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. В основу стиля палехской иконописи были положены традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV-XVI веков, сильным было влияние и новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с применением темперных красок, золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.

Многие иконы создавались также под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы (так называемое "фряжское" письмо).

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и других.

В начале 20 века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок. А с 1920 года палешане занялись росписью деревянных изделий.

5 декабря 1924 года несколько художников объединились в "Артель древней живописи". Решение трудиться вместе приняли семеро художников – шесть палешан и москвич, сын палехского иконописца Иван Иванович Голиков. Он был и инициатором объединения, и первым предложил коллегам работать по выпуску шкатулок с лаковыми миниатюрами в традициях средневековых владимиро-суздальских иконописцев. Вскоре здесь появились и первые ученики. В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 году преобразовали в художественный техникум. В следующем году он был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Программу преподавания палехского мастерства разработал Николай Зиновьев. Свой творческий опыт и других художников – палешан он изложил в книге "Искусство Палеха", вышедшей в 1968 году.

Мотивы палехских композиций – это сюжеты песен и былин, фольклорных и авторских сказок, изображение традиций и обычаев русского народа. Современный Палех считается одним из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, который отличается особой тонкостью художественных приемов.

Палех. Василиса Прекрасная

Палех. Фауст

Палех. Страда

Но богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Почти двадцать лет палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи. Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль. По количеству занятых в настоящее время в иконописном промысле мастеров, по объёму выполняемых заказов Палех можно вновь назвать крупнейшим центром православного искусства.

05.12.2022 17:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!