СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достижение стандартов нового поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет. От человека теперь требуется не столько обладание специальными знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы - учителя поможем детям учиться по новым стандартам.

Ребёнок подходит и просит меня: «Подскажи-ка…» Я подсказываю, а он не слушает, смотрит в другую сторону и не берёт то, что я даю. Почему?

Ответ простой – нет деятельности. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными.

На современном этапе обучения учитель начальной школы должен осуществить переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически: поступил ребенок в школу, начал учиться, и тем самым школа и учение заняли в его жизни главное место.

Учебная деятельность - сложное по своей структуре образование. В нее входят,

учебно-познавательные мотивы;

учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции;

контроль;

оценка.

Формирование учебной деятельности - весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Ребенок, пришедший в школу, не обладает учебной деятельностью.

Роль учителя начальных классов заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность

КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, остаются прежними. Изменяется подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому то, в требованиях нового стандарта и заложено формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.

Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.

Основной целью реализации ФГОС является формирование умения учиться, добывать знания. Раньше мы формировали умения: познавательные, речевые, организационные. А теперь наша работа должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий, которые являются общими для всех предметов.

Универсальные учебные действия включают в себя:

  • Личностные (подразумевается нравственное развитие и формирование познавательного интереса). В переводе на «язык ребёнка» означает – я сам»

  • Регулятивные (самообразование и самоорганизация) Это те действия, к которым ребёнок может ответить «Я могу»

  • Познавательные (формирование информационной и познавательной культуры) здесь ребёнок может отметить для себя «Я учусь»

  • Коммуникативные (формирование культуры общения) Главное – сформировать понятие «Мы вместе»

В основе формирования универсальных учебных действий лежит технология с использованием современных средств обучения. Ведущий вид деятельности младших школьников - учебная деятельность с применением игровой. Это как мостик – переход. Но игру использовать необходимо не для развлечения, а для учёбы, всегда задавать вопросы: «Чему мы научились играя? Что нового узнали при помощи игры?

Главное требование к современному уроку – он должен быть деятельностным, должна быть организованна деятельность детей. Учителя должно быть меньше на уроке, мы не даём возможности ребёнку поговорить, помыслить, найти самим правильный путь решения проблемы. Из собственного опыта хочу сказать, что на уроке не получается дать достаточно много времени на размышления и рассуждения.

Мне посчастливилось одной из первых работать по новым стандартам. Не скрою, вначале было совсем не понятно, что меняется, какие такие существенные изменения должны произойти в моей работе. Ведь как раньше учили. что 2 +2 = 4, то никак это и не изменится, буква «А» и есть буква «А». Но, оказалось, что прежним осталось

  • традиционное внутреннее построение учебника;

  • Система базовых понятий, их обьем и содержание;

  • Порядок и расположение материала в учебнике тоже остался прежним.

    Но вместе с тем, появились и новшества:

    Каждая тема урока начинается с проблемной задачи, которую должны найти и выявить ученики сами, без моей помощи.

    В учебнике увеличивается количество страничек для любознательных.

    Очень много заданий, выполнение которых требует работы с дополнительным справочным материалом.

    Уже в первом классе дети должны знакомиться и работать со словарями (орфоэпический, словарь однокоренных слов) и др.

    А ещё с первых дней учёбы у нас уже стоит знакомство и создание проектов по предметам (окружающий мир, математика)

    Одно из главных требований стандартов нового поколения является свести к минимуму роль учителя на уроке. Учитель не должен быть основным источником знаний, а только помощником, корректором, направляющим работу учащихся в нужное русло.

    Мне, как учителю-практику, очень трудно перестроиться на новые требования к обучению. Если раньше мы, работая в тетради, настраивали учеников на индивидуальную работу, (Смотри в свою тетрадь), то сейчас рекомендуют смотреть в чужую тетрадь, находить ошибки, исправлять и корректировать их. Но по -моему мнению, это расчитанно на сильного ученика, способного самостоятельно мыслить, а слабому за счастье будет посмотреть в чужую тетрадь и сделать у себя так же.

    Времени прошло совсем мало, только два месяца учёбы, многое на уроках не совсем получается из того, что рекомендуют выполнять по новым стандартам, где – то дополнительно почитаешь какую –то литературу, а где –то и методом проб и ошибок находишь верное решение. Ни для кого, наверное, не будет секрет, если я скажу, что легче чему – то научится заново, чем переучиваться со старого на новое. Но мы, учителя, люди мобильные, поэтому быстро перестроимся на новые формы преподавания.

    Вот новые подходы к образованию и позволят нам формировать активно – мыслящих, инициативных учеников, способных активно добывать знания и использовать их на практике.

27.03.2015 23:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!