СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативное обучение иностранным языкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативное обучение иностранным языкам

Печерских Т.Ф., Тимофеев Ю.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

Коммуникативное обучение играет ключевую роль в преподавании иностранного языка и является одним из методов преподавания ИЯ. Специфичной особенностью КМО является приближение процесса обучения к реальной коммуникации. В современное время ни один урок ИЯ не обходится без него. Изучением КМО занимались многие ученые, среди них такие как Пассов, Мильруд, Максимова, Павловская, Гез, Гальскова. Оно имеет пять основных принципов: принцип речевой направленности, принцип индивидуализации, принцип, принцип функциональности, принцип ситуативности, принцип новизны

Теперь рассмотрим каждый из этих принципов:

Принцип речевой направленности предполагает также использование коммуникативно ценного речевого материала. На уроке использование разных предложений, фраз, которые также тесно связаны с ситуацией и учащимися. На любую ситуацию идет определенный лексический материал, который в течении урока отрабатывается.

Принцип индивидуализации учитывает все особенности учащихся. Свое отношение к среде человек выражает через речь. Так как каждый человек уникален, то будет и индивидуальная речь. Индивидуальная реакция возможна, когда речевая задача будет соответствовать его интересам и потребностям.

Принцип функциональности- любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, так как не происходит переноса (при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей). Функциональность определяет адекватный процессу коммуникации отбор и организацию материала. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Необходимо также единство лексической, грамматической и фонетической сторон говорения. Принцип ситуативности- коммуникативность предполагает ситуативность обучения. По утверждению Е.И. Пассова, коммуникативность требует переосмысления понятия «ситуация» и, следовательно, связанного с ним понятия «ситуативность». Под «ситуацией» необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании; под «ситуативностью» - соотнесенность высказывания с этими взаимоотношениями. «Такой подход предполагает весьма специфичную организацию учебного процесса» [2., с.83].

Принцип новизны-процесс, характеризующийся сменой темы разговора, обстоятельств, задач. « Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего». Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций [1,с. 84].

Мы считаем, то что эти принципы все играют важную роль в коммуникативном обучении ИЯ. Также согласны с мнением Бабанского о том, то что ситуативность имеет специфичную организацию процесса, так как урок ИЯ отличается от остальных уроков, потому что учащийся в процессе урока не дают точных ответов на вопросы, как на уроках алгебры или физики, а они в условиях определенной ситуации ведут диалог с носителями языка, где ситуация предполагает определенную тему. В ходе беседы учащийся не только пополняет лексику, это и отличает урок ИЯ от других предметов.

Также хочется отметить, то что КМО является сегодня одним из актуальных методов обучения ИЯ. Сегодня этот метод используется везде.

Список литературы:

  1. Ермакова М.А. Ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков. [Электронный ресурс]
  2. Бабанский Ю.К.// Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2003.
22.03.2019 10:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП