СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный день ювелира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ювелир обточит камень, Изовьёт металл тесьмой, И металл послушно станет Филигранью кружевной. Людям всем на загляденье Создаёт он украшения. Повещенко О.

31 января во всем мире свой профессиональный праздник отмечают ювелиры.

Русское слово "ювелир" происходит от французского joyau – "сокровище", которое, в свою очередь восходит к латинскому jocellum – "драгоценность". Немецкое Juwelier можно перевести как "драгоценный камень". Однокоренное слово "jewel" существует и в английском языке.

Считается, что идея создания этого праздника впервые возникла в 2002 году на фестивале "Золотое кольцо России", который проходил в Костроме. А дата была выбрана в связи с тем, что именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма.

Профессия ювелира является одной из самых древних – желание окружать себя прекрасным существовало даже у первобытных людей, а богатство украшений свидетельствовало о положении и статусе их обладателей. Первые украшения изготавливали из разнообразных подсобных материалов, поддающихся обработке примитивными инструментами тех времен. Это могли быть бусы из ракушек, ожерелья из слоновой кости, клыков животных, камушки с дыркой на кожаной полоске. Самые роскошные украшения носил вождь племени.

Профессия ювелира всегда была овеяна ореолом загадочности и романтики, потому что она связана с драгоценными металлами и камнями, которые, по поверьям, обладают особой энергетикой и способностью влиять на людей и даже события. Мастера ювелирного дела создают красоту, способную удивлять, восхищать, завораживать.

История зарождения ювелирного ремесла уходит в далекое прошлое. Первобытные люди изготавливали амулеты, браслеты, кольца, которые должны были защищать их от злых духов и болезней, сопутствовать удачной охоте. Но кому-то пришла в голову уникальная мысль, что различные камни также могут приукрасить внешность человека - эстетическое значение украшениям стало предаваться значительно позже.

В VII веке до н.э. люди стали производить медные изделия. Древние научились гнуть, ковать, сверлить и обтачивать металл. И уже в V веке до н.э. ремесленники смогли плавить медь в горнах при высокой температуре и лить ее в формы.

В скифские времена (II-III веках до н.э.) был обычай погребений мертвых вместе с предметами быта и драгоценностями. Благодаря чему до нашего времени сохранились многие образцы скифского творчества, выполненные в так называемом "зверином" стиле: статуэтки, сережки, браслеты, пронизки, височные подвески из меди, бронзы, серебра и золота. Позже сарматы инкрустировали такие изделия драгоценными камнями.

Если верить историкам, то родоначальником ювелирного искусства стала Древняя Эллада. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения, выполненные из драгоценных металлов с самоцветами. Произведения древних мастеров и сейчас поражают красотой и изяществом. В украшениях использовались драгоценные камни, жемчуг, янтарь, самоцветы. Мелким жемчугом было принято расшивать верхнюю одежду.

История ювелирного дела в России уходит корнями в далекое прошлое и начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (IX-XII века). В то время появились различные технологии обработки металлов: зернь, эмаль, филигрань, скань, благодаря которой создавался тонкий ажурный орнамент. Особо популярны были в те времена височные подвесы, которые вплетались в прическу или подвешивались к головному убору, браслеты-наручи, одеваемые поверх длинных рукавов.

Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие. На Руси широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни считались символом верховной власти. Ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава. В XVII веке в России, на Урале были открыты месторождения малахита и стали добывать уральские самоцветы, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы. При Петре I эти камни приобрели всемирную известность, из них создавали нательные украшения, вазы, шкатулки и многое другое. Также при Петре I был построен первый завод по обработке металлов и драгоценных камней. Начали строить шлифовальные и гранильные фабрики. Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.

Для каждого времени в русском ювелирном искусстве существует излюбленное сочетание гамм самоцветов. Если во второй половине XVII века произведения русских ювелирных заводов отличались сочетанием в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, часто в сочетании с эмалями, то в XVIII веке излюбленным камнем аристократии становится бриллиант – ограненный алмаз.

В середине XIX века в России начали добываться драгоценные камни – алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.

Во второй половине XIX века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев. Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Дошедшие до наших дней изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров.

Традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, продолжают современные мастера, радуя нас прекрасными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства.

Интересные факты о ювелирном деле -

В православии есть покровители ручных дел мастеров, к коим относятся и ювелиры – Косьма и Домиан, дни их памяти называются кузьминками, и отмечать их принято 14 ноября и 14 июля.

У католиков святой-покровитель кузнецов и ювелиров Дунстан. День его памяти приходится на 19 мая. О нем существует такая легенда: якобы в кузницу к Дунстану явился сам дьявол и велел себя подковать. Но Дунстан не растерялся, подковывая, сделал дьяволу очень больно и отпустил лишь тогда, когда сатана обещал и близко не подходить к местам, где будет висеть подкова (этим объясняется народный обычай вешать над входной дверью подкову, как оберег от нечистых сил).

Изделия из золота всегда выполняются в сплаве с другими металлами, так как само по себе оно слишком мягкое.

Проба изделия показывает, сколько грамм золота приходится на 1 кг сплава (например, 583 г на 1 кг).

Золото в чистом виде имеет яркий солнечный оттенок, зеленое золото получают добавления в сплав серебра, красное – меди, белое – никеля и палладия.

Драгоценных металлов, с которыми работают ювелиры, всего восемь: серебро, золото, платина, родий, палладий, рутений, осмий и иридий.

Изделия с бриллиантами должны храниться отдельно, так как бриллиант очень твердый и царапает другие камни.

Необычные и самые дорогие ювелирные украшения -

Самое дорогое и необычное ювелирное изделие это. платиновый череп, отделанный 8601 бриллиантом, совместный вес которых около 1106 карат. Это произведение искусства создано английским ювелиром Дэмьеном Херстом, продано за 50 млн долларов.

Самые дорогие яйца Фаберже - Зимнее (яйцо Фаберже) - ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года. За "Зимнее" яйцо фирме Фаберже было выплачено 24 600 рублей. Это была самая большая сумма, заплаченная императорским домом за подобное творение мастера. В 2002 году куплено на Нью-Йоркском аукционе "Кристис" эмиром Катара Хамадом бин Халифа Аль Тани.

И Ротшильдовское (яйцо Фаберже) – ювелирное пасхальное яйцо, изготовленное в 1902 году фирмой Карла Фаберже для семьи Эфрусси. Долгое время (чуть более ста лет) о существовании пасхального яйца "Ротшильдовское" не было никаких сведений: оно не экспонировалось, не перепродавалось и являлось собственностью семьи Ротшильдов. В 2007 году выставлено аукционным домом "Кристис" в Лондоне и куплено Александром Ивановым за 18,5 миллионов долларов США. Хранилось в частном музее - "Русский национальный музей" (директор - Александр Иванов). Находилось в экспозиции музея Фаберже, Баден-Баден, (Германия). В 2014 году преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.

Самая маленькая в мире экспозиция Рождества Христова создана итальянским мастером Калиро на кончике золотой булавки.

Украинские ювелиры, представив золотое кольцо "Царевна Лебедь" с наибольшим в мире количеством бриллиантов (2525 штук, весящих 10,48 карат), оказались в 2012 году в книге рекордов Гиннеса.

День ювелира является хорошим поводом совершить приятную покупку или сделать долгожданный подарок близким людям.

31.01.2023 05:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!