СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В категорию слабовидящих входят лица, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией), либо нарушениями периферического зрения, приводящими к снижению разрешающих способностей глаза. У слабовидящих наблюдается нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, зрительной работоспособности. Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Возникают проблемы с восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. У слабовидящих снижены дифференцировка и зрительная сосредоточенность. Также лица с нарушением зрения могут испытывать серьёзные проблемы при определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Им бывает непросто ориентироваться в пространстве и на рабочей поверхности, что приводит к сложностям в овладении практическими навыками работы. Память у слабовидящих отличается тем, что они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в их памяти. Зрительная память часто значительно ослаблена или отсутствует. Кроме того, ухудшается возможность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению возможности развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Таким образом, для данной категории лиц с ОВЗ характерными являются:
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Для учащихся таких школ выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая в системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.
В школах для слабовидящих детей широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей.
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
При этом следует иметь в виду, что работоспособность ребенка с нарушением зрения ниже. Он может не успевать за работой нормально видящих учащихся. В связи с этим наряду с прибором Брайля дети с нарушенным зрением пользуются диктофонами, на которые записываются фрагменты урока.
Особое внимание следует обратить на фронтальную работу в классе. Чтобы дети с нарушениями зрения могли принять участие во фронтальной работе класса, необходимы специальные индивидуальные карточки и тексты, подготовленные рельефным или укрупненным шрифтом, и другие наглядные пособия.
Учитывая, что дети с нарушением зрения большинство информации на уроке получают на слух, речь учителя должна быть выразительной и точной.
Безусловно, наличие специальных дидактических пособий, рассчитанных на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие ребенка с нарушением зрения, важно на уроке. При организации учебного процесса необходимо учитывать:
© 2018, Трегубова Тамара Александровна 460