СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные нормы речевого развития детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, постараюсь дать краткий ответ. Наши дети отстают в речевом развитии от своих сверстников, но коррекционная работа в специализированном детском саду и Ваша работа по закреплению приобретенных навыков позволит устранить недоразвитие речи.

Четвертый год жизни

Отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делает умозаключения.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.

Родителям необходимо обращать речевое внимание ребенка (лучше всего в игре) на:

  • числительные (сколько? один, два.)

  • прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой)

  • притяжательные местоимения (твой, мой)

  • притяжательные прилагательные (папин стул)

  • собирательные существительные (одежда, обувь. )

    В этом возрасте инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

    Необходимо:

  • учить стихотворения.

  • с помощью взрослых пересказывать содержание небольшой знакомой сказки.

  • повторять чистоговорки.

  • < >накомить и заучивать с детьми загадки.

    показывать ребенку разнообразные рисунки, картинки

  • < >азвивать голосовой аппарат, упражнять ребенка в произнесении фраз тихо. громко, быстро, медленно, выразительно.

    На пятом году жизни

    У ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

    Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. При совместной игре, при занятиях с ребенком родитель должен обращать внимание на:

  • кроме основных цветов, ребенок должен знать дополнительные

  • < >жательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) < >ые предлоги (из-под, около). < >равильно изменяют глаголы хочут» - хотят) - допускают нарушения в структуре предложений. < >знести звук (с) в начале (с-с-самолет), в середине (гу-с-с-си), в конце (автобус-се) слова. < >грать с ребенком в «рифму» < >одбирать слова на заданый звук < >тать ребенку больше небылицы, путаницы (это развивает слуховое внимание) На шестом году жизни

    Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны

    правильно произносить все звуки родного языка.

    Однако у некоторых детей в этом возрасте нарушено произношение шипящих, звуков [л], [р] У одних могут быть задержки в усвоении, у других - неправильное их формирование: [р] - горловое, одноударное; [ш], [ж] - боковые; [с], [з] - межзубные. Игры и упражнения для детей шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова.

    Можно показать ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их 'названии был нарушенный звук. Взрослый должен так произносить слова, чтобы ясно слышался этот звук (например: [с]: с-с-стакан, лис-с-са.)

    Ребенок в этом возрасте должен уметь слушать и слышать читаемый текст, и отвечать на вопросы взрослого: «Какие игрушки были у Светы со звуком [с]? Какие игрушки могли быть со звуком [с]? Какие игрушки были у Зины со звуком [з]? Какие игрушки могли быть со звуком {з]?».

    Взрослый должен следить, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки.

    Важно развивать у детей умение внимательно слушать речь окружающих. "Это правда или нет?", "Нелепицы".

    Повторяйте с ребенком скороговорки на заданный звук.

    С ребенком шестого года необходимо учить поговорки и пословицы, объясняя их значение - «У страха глаза велики», «Лето собирает, а зима поедает», «Все за одного, один за всех».

    Одновременно следите за правильным произношением звуков.

    Литература:

  • Адмони В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб, 1994.

  • Лалаева Р.И., Сереброва Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб, 1999.

  • Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.

  • Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. -

30.11.2015 17:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!