СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дидактические игры на уроках математики
Целью обучения математике в общеобразовательной средней школе является: обеспечить прочное и
сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни и профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования.
Включение в урок дидактических игр и дидактических заданий, игровых заданий делает процесс
обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое, рабочее настроение, помогает
преодолеть трудности в обучении.
Педагогическая деятельность учителя математики направлена на формирование умения работать на
абстрактном уровне без опоры на конкретный материал, т.к. математика в отличие от большинства
других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи,
составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные
формы, свойственные этим вещам.
Возникает вопрос: как сделать предмет математики интересным, как преодолеть в сознании
учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере,
оторванности этой науки от жизни и практики? Интерес к любому школьному предмету зависит от
нескольких условий, одним из которых является использование игровых форм обучения. Игра - это творчество, игра - это труд.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, что является неотъемлемой
частью внимания. Игра дисциплинирует учащихся, заставляет контролировать каждый свой шаг [2].
Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их
классификации. Педагогическая классификация, представленная мною, призвана стать ориентиром в
многообразии игр, источником информации о них.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать
следующие вопросы методики [1]:
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
Можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в [3]:
· Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно
наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
· Каждая игра должна содержать элемент новизны.
· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и
выбрать другую игру.
· Игра не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он
участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
· Игра — средство диагностики, в которой раскрываются качества ребенка.
· Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора.
Хочется отметить, что игры и игровые ситуации способствует развитию не только внимания, но и
развитию познавательного интереса, воображения и мышления.
Какие же игры я применяю на уроках математики?
Эти игры развивают внимание, интеллект, умение работать в команде, учат применять математические знания в современном мире. Ребята с удовольствием играют и одновременно отрабатывают математические навыки.
Список литературы:
1.Кальт Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета».-2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –http:// WWW
2.Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ [Текст] / В.А.Крутецкий - М.: Просвещение, 1980.- 350с.
© 2018, Касаркина Ольга Викторовна 773