СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках математики

Целью обучения математике в общеобразовательной средней школе является: обеспечить прочное и

сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в

повседневной жизни и профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных

дисциплин и продолжения образования.

Включение в урок дидактических игр и дидактических заданий, игровых заданий делает процесс

обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое, рабочее настроение, помогает

преодолеть трудности в обучении.

Педагогическая деятельность учителя математики направлена на формирование умения работать на

абстрактном уровне без опоры на конкретный материал, т.к. математика в отличие от большинства

других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи,

составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные

формы, свойственные этим вещам.

Возникает вопрос: как сделать предмет математики интересным, как преодолеть в сознании

учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере,

оторванности этой науки от жизни и практики? Интерес к любому школьному предмету зависит от

нескольких условий, одним из которых является использование игровых форм обучения. Игра - это творчество, игра - это труд.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, что является неотъемлемой

частью внимания. Игра дисциплинирует учащихся, заставляет контролировать каждый свой шаг [2].

Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их

классификации. Педагогическая классификация, представленная мною, призвана стать ориентиром в

многообразии игр, источником информации о них.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать

следующие вопросы методики [1]:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в [3]:

· Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно

наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

· Каждая игра должна содержать элемент новизны.

· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и

выбрать другую игру.

· Игра не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он

участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

· Игра — средство диагностики, в которой раскрываются качества ребенка.

· Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора.

Хочется отметить, что игры и игровые ситуации способствует развитию не только внимания, но и

развитию познавательного интереса, воображения и мышления.

Какие же игры я применяю на уроках математики?

  1. Математическое лото
  2. Математическое домино
  3. Танграмм
  4. Колумбово яйцо
  5. Поход в супермаркет
  6. Баскетбол
  7. Резиновая геометрия

Эти игры развивают внимание, интеллект, умение работать в команде, учат применять математические знания в современном мире. Ребята с удовольствием играют и одновременно отрабатывают математические навыки.

Список литературы:

1.Кальт Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета».-2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –http:// WWW eduhmao.ruvar/db/files/16209.matem-osh4.doc.

2.Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ [Текст] / В.А.Крутецкий - М.: Просвещение, 1980.- 350с.

Категория: Математика
09.12.2018 08:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!