© 2017 1725
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Повторим правописание окончаний имён существительных.
Дедушке от Миши. (Окончания имён существительных)
Здравствуй, дедушк_! Решил черкнуть тебе письмишк_. Третий день мы живём на озер_, в палаточном лагер_ под Калязин_м. Недалеко от нашей стоянк_ противное болотищ_. Вроде бы не мешает, но от него грязищ_, а главное – комарищ_.
От самой Рязан_ мы ехали в автобус_ вместе с Женькой Калинин_м и теперь ночуем в одной палатк_. Я думал, что он воображал_ и зубрил_, а он оказался хорошим парн_м. Когда я потерял грузил_ от удочк_, он отдал мне своё. Начальник лагеря Сергей Иванович – интересный мужик. Он биолог, занимается Чарльз_м Дарвин_м, но хорошо знает кино, увлекается Чарли Чаплин_м и Юрием Никулин_м. В молодости Сергей Иванович зачитывался Есенин_м, Гумилёв_м, Мандельштам_м. Хорошо играет на гитар_. С Сергеем Ивановичем приехал его сынишк_ Андрюшк_. Маленький парнишк_ лет пяти, лёгкий как пёрышк_, но очень деловой. Вчера взял огромный ножищ_ и стал счищать кору с ветк_, которую мы принесли с опушк_. А потом испачкался в саж_ на старом кострищ_. И влетело же ему! Сразу всё понял о поведени_ и воспитани_.
В воскресень_ ездили с Женькой за провиантом в Калязин. Он на лошад_, а я на велосипед_. Проехали несколько деревен_. Возле домов среди летних кухон_ и бан_ много вишен_ и яблон_. Калязин – занятный городишк_. Я рассчитывал увидеть в нём массу старинных здан_й, церквей и колоколен_, но обнаружил много самых обычных строен_й. Жизнь в Калязине как в деревн_. У церкв_ на лужайк_ стоял батюшк_, он с нами поздоровался. На дорог_ у калитк_ какого-то дома свалены здоровенные бревнищ_. Люди живут на приволь_, как в санатори_. А на Волг_ – красотищ_. Посреди реки стоит в воде колокольня на мест_ затопленной част_ города. Красиво и жутко.
Послезавтра снимаемся со стоянк_ и идём вниз по Волг_. Я тебе, дед, напишу, лишь бы бумаг_ в тетрад_ хватило.
Привет Лиди_ Павловн_ и Наталь_. Они сейчас, наверное, отдыхают в Латвии_, на Рижском взморь_. Что слышно о дяд_ Евгени_ и Алексе_? Пиши о своём здоровь_. Пока. Миша.
Ключ
Дедушке от Миши. (Окончания имён существительных)
Здравствуй, дедушка! Решил черкнуть тебе письмишко. Третий день мы живём на озере в палаточном лагере под Калязином. Недалеко от нашей стоянки противное болотище. Вроде бы не мешает, но от него грязища, а главное – комарищи.
От самой Рязани мы ехали в автобусе вместе с Женькой Калининым и теперь ночуем в одной палатке. Я думал, что он воображала и зубрила, а он оказался хорошим парнем. Когда я потерял грузило от удочки, он отдал мне своё. Начальник лагеря Сергей Иванович – интересный мужик. Он биолог, занимается Чарльзом Дарвином, но хорошо знает кино, увлекается Чарли Чаплином и Юрием Никулиным. В молодости Сергей Иванович зачитывался Есениным, Гумилёвым, Мандельштамом. Хорошо играет на гитаре. С Сергеем Ивановичем приехал его сынишка Андрюшка. Маленький парнишка лет пяти, лёгкий как перышко, но очень деловой. Вчера взял огромный ножище и стал счищать кору с ветки, которую мы принесли с опушки. А потом испачкался в саже на старом кострище. И влетело же ему! Сразу всё понял о поведении и воспитании.
В воскресенье ездили с Женькой за провиантом в Калязин. Он на лошади, а я на велосипеде. Проехали несколько деревень. Возле домов среди летних кухонь и бань много вишен и яблонь. Калязин – занятный городишко. Я рассчитывал увидеть в нём массу старинных зданий, церквей и колоколен, но обнаружил много самых обычных строений. Жизнь в Калязине как в деревне. У церкви на лужайке стоял батюшка, он с нами поздоровался. На дороге у калитки какого-то дома свалены здоровенные бревнища. Люди живут на приволье, как в санатории. А на Волге – красотища. Посреди реки стоит в воде колокольня на месте затопленной части города. Красиво и жутко.
Послезавтра снимаемся со стоянки и идём вниз по Волге. Я тебе, дед, напишу, лишь бы бумаги в тетради хватило.
Привет Лидии Павловне и Наталье. Они сейчас, наверное, отдыхают в Латвии, на Рижском взморье. Что слышно о дяде Евгении и Алексее? Пиши о своём здоровье. Пока. Миша.
Источник: Бакланова И. И. Дедушке от Миши. (Окончания имён существительных) // Русский язык в школе и дома. – 2007. – № 4. – С. 20–22.
*
*В русском языке особенно трудно запоминать безударные окончании существительных. Предлагаем слова дли их проверки:
1-е склонение – слово земля: был в землé – был в деревне.
2-е склонение – слова слон или конь: ехал на слонé – ехал на трамвае.
3-е склонение – слово степь: подошёл к степи́ – подошёл к лошади.
*А ещё слова для запоминания вопросов падежей:
И. п. имя кто? что?
Р. п. нет кого? чего?
Д. п. дать кому? чему?
В. п. вижу кого? что?
Т. п. сделан кем? чем?
П. п. говорю о ком? о чём?
(Садикова В. Н. // Учительская газета. – 1991. – № 21.)
© 2017 1725