СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деятельность куратора по предупреждению аутоагрессивного поведения учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беларусь продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в 1,5 раза.

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого 5-ого подростка.

С точки зрения социологии, самоубийство – одна из моделей так называемого девиантного поведения – наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег.

58% самоубийств совершаются в состоянии эмоционального аффекта, взрывного реагирования на нервно-психическое напряжение.

Аутоагрессия – активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.

Особенности проявления депрессии у подростков

1. Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия, чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.

2. Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон).

3. Повышенная утомляемость.

4. Повышенный уровень тревоги.

5. Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность.

6. Раздражительность.

7. Снижение иммунитета.

8. Снижение памяти, внимания.

9. Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

Наиболее опасными являются истинные суицидальные попытки.

Истинными причинами могут быть:

– трудности в сфере человеческих отношений;

– отчужденность от социальной среды: подростка не принимают сверстники, возникает ощущение одиночества;

– насилие – как физическое, так и моральное, тогда возникает ощущение безысходности;

– сильный стресс – в частности, смерть близкого человека или расставание с ним.

По сути, истинной причиной является не сама ситуация, а собственная оценка её.

Подвержены риску суицида подростки с определенными психологическими особенностями:

1) эмоционально чувствительные;

2) максималисты и, одновременно, неспособные к компромиссам;

3) негибкие в общении, прямолинейные;

4) склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

5) склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме;

6) пессимистичные;

7) замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Суицидальное действие совершается, когда человек не видит возможности решения своей эмоциональной проблемы и не может примириться с тяжелой ситуацией. Напряжение становится столь высоко, что снять его кажется невозможным.

Депрессия – одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно «депрессия» переводится как «угнетение». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение суицидальных мыслей, которые могут перерасти и в суицидальные попытки.

Деятельность кураторов групп в профилактике суицидов

  • планирует и проводит воспитательную работу с учащимися;
  • постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся, проводит с ними индивидуальную работу;
  • принимает меры по сплочению коллектива группы, особое внимание уделяет межличностным отношениям, учащимся «группы риска»;
  • проводит мероприятия по укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений;
  • проводит мероприятия совместно с педагогом-психологом по профилактике суицидов;
  • изучает нужды и запросы учащихся, их родителей, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений;
  • организует работу с родителями учащихся;
  • организует досуг учащихся, контролирует посещение учащимися кружков и секций, клубов по интересам;
  • контролирует посещение учащимися занятий;
  • своевременно реагирует на отсутствие учащихся;
  • заботится о недопущении неоправданных учебных перегрузок, несправедливого распределения обязанностей, конфликтов;
  • организует мероприятия по адаптации вновь прибывших учащихся, координирует деятельность преподавателей, работающих с учащимися данной группы.

В ходе занятий и постоянного общения с учащимися интересуется их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности и изменения настроения и поведения учащихся, выясняет их причины. О принятых мерах и существующей проблеме докладывает администрации образовательного учреждения.

Примерный план мероприятий по профилактике суицидального поведения

Просвещение и профилактика

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Кураторы,

педагог-психолог,

педагог социальный

2.

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

Сентябрь

Кураторы,

педагог социальный

3.

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

В течение учебного года

Кураторы,

педагог-психолог,

педагог социальный

4.

Организация оздоровления и отдыха учащихся из неблагополучных и малообеспеченных семей

В течение года по отдельному плану

Заместитель директора по УВР, кураторы,

педагог-психолог,

педагог социальный

5.

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

В течение года

Педагог-психолог

6.

Психологические кураторские часы

В течение года

Кураторы,

педагог-психолог

7.

Правовые кураторские часы

В течение года по плану

Кураторы,

педагог социальный, юрист

8.

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время подготовки и сдачи экзаменов

В течение года

Кураторы,

педагог-психолог

9.

Месячник психологического здоровья (по отдельному плану)

Май

Заместитель директора по УВР, кураторы,

педагог-психолог

10.

Семинар для кураторов «Психологический климат в группе»

Март

Педагог-психолог

11.

Диспут «Позитивное и негативное в поведении подростка: как к этому относиться»

Апрель

Кураторы

Диагностика

1.

Исследование уровня адаптированности учащихся 1 курса

I полугодие

Педагог-психолог

2.

Шкала депрессии Зунге

Март

Педагог-психолог

3.

Изучение уровня воспитанности учащихся всех групп

Декабрь, май

Кураторы

4.

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

В течение года

Кураторы,

педагог-психолог

5.

Склонность к отклоняющемуся поведению

В течение года

Кураторы

06.06.2017 11:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!