СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское общественное объединение "Республика юных зугалайцев" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зугалайская средняя общеобразовательная школа»

Тема инновационного проекта:

«Детское общественное объединение

как ресурс развития социально-значимых инициатив обучающихся».

Содержание инновационного проекта

Цели и задачи представляемой инновации: развитие детского общественного объединения как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным творческим действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию, личности – гражданина.

Задачи:

? развивать навыки творческой и коллективной деятельности;

? развивать навыки и способы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

? развивать навыки лидерского поведения, организаторские умения, навыки коллективной деятельности;

? выявлять и развивать творческий потенциал личности каждого учащегося с учетом его возможностей;

? поэтапно расширять систему общественных связей учащихся, в которых раскрывается их индивидуальность, создаются условия для обретения нового социального опыта;

Социальные эффекты при реализации инновационного проекта

В результате качественного освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах происходит успешное становление личности с активной жизненной позицией.

Обеспечение выпускников гражданскими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для активного участия в демократическом обществе, поощрения осознание прав и обязанностей человека, норм поведения и ценностей, развития инициатив.

Решить такую задачу одной школе трудно, практически невозможно, поэтому необходимо содружество, объединение возможностей социума для создания условий воспитания гражданина и развития его инициативы. Тогда и возникает необходимость обращения к общественно-ориентированному образованию. Общественно-ориентированное образование в широком смысле, суть которого в том, что содержание всех школьных предметов, дополнительного образования и практик призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умения критически мыслить, творить, оценивать, проявлять инициативу, то есть, общественно-ориентированное образование, направленно на развитие социальных инициатив школьника. Общественно-ориентированное образование предполагает изменение уклада школьной жизни, создание правового пространства школы, открытость и взаимодействие этого пространства с окружающей социальной средой.

Теория и практика общественно-ориентированного образования выявляет дополнительные эффективные возможности для реализации системно-деятельностного подхода при организации образования в школах по всем основным характеристикам этого подхода.

Так, в качестве основных целей Федерального государственного образовательного стандарта мы видим следующие:

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Как показывает практика, реально в школах эти цели не достигаются, так как их достижению препятствуют:

  • Недостаточно практических и активных форм работы со школьниками.
  • Низкая мотивация школьников к участию в жизни социальных сообществ.
  • Слабая демократизация социальных институтов в школе.
  • Недостаточное разнообразие форм социальной жизни.

Возникает вопрос: есть ли ресурс у школ для обеспечения результатов ФГОС?

Прежде всего, мы считаем, что детское общественное объединение является исключительно удобным инструментом для обеспечения становления личностных качеств выпускника, предусмотренных новым стандартом. (По Григорьеву Д.В.)

Детские общественные объединения – это особый, предпочитаемый самими детьми социальный институт и фактор социализации детей. Детские общественные организации, объединения, являясь социальным институтом, способны своей деятельностью значительно повысить эффективность процесса социального становления своих членов, предоставив им возможность самореализоваться. Основополагающими принципами социализации ребенка в детской общественной организации, объединении является включенность детей в социально-значимые отношения; доминанту общечеловеческих ценностей; самореализацию ребенка в детской общественной организации; саморазвитие и самоорганизацию жизнедеятельности детской общественной организации; взаимосвязь детского самоуправления и педагогического управления [1].

Детское общественное объединение эффективно приучает обучающихся к социальному образу жизни, социализирует их. Постоянная совместная деятельность обучающихся в разновозрастных отрядах как в сообществах исследователей, и при выполнении совместных проектов, и в окружающем сообществе приучает их к конструктивному сотрудничеству, к дисциплине, естественно необходимой для успешного достижения совместной цели группой людей, которые делают одно общее дело. Многие нравственные нормы не просто навязываются обучающимся в ДОО, а присваиваются ими в ходе совместной деятельности как объективная необходимость. Работа в сообществе и с сообществом помогает лучше понять и принять свои обязанности перед другими людьми.

Участие в жизни сообщества возможно только через организацию социального действия.

Технология организации социального действия:

  • движение от проблемно-ценностной дискуссии с участием внешних местных экспертов;
  • к переговорной площадке школьников с представителями местной власти и общественных структур;
  • к востребованному территориальным сообществом детско-взрослому социально-образовательному производству по реализации социально-значимых проектов.

Участвуя в жизни сообщества, изменяя его, школьник лучше и глубже осознают практическое значение науки, учатся использовать ее достижения.

Творчество в самых различных областях обретает социальную значимость, стимулируется самой жизнью, получает высокую общественную оценку и признание.

Таким образом, общественное преобразование территорий становится фактором развития социально-ориентированной личности:

  • через детско-взрослые социально-образовательные проекты;
  • через формы продуктивной коммуникации школьного сообщества с другими общественными субъектами (например, молодежные переговорные площадки);
  • через неимитационные социальные акции, инициируемые школьниками;
  • через социально-значимую деятельность школьных детско-юношеских общественных объединений и организаций, детско-взрослых образовательных производств.

Детско-взрослым образовательным производствам мы относим детско-взрослую редакцию газеты или журнала, редакцию школьного телевидения, компьютерный клуб по обучению компьютерной грамотности бабушек и дедушек и др.

В качестве основных условий усиления воспитательного воздействия мы выделяем:

  • организацию сотрудничества на добровольческих началах вшкольнойжиз-ни, во взаимоотношениях школы с сообществом, в системе управления школой, в собственно образовательном процессе. Школе требуется расширение возможностей для получения учащимися опыта гражданственной, социально-ориентированной деятельности. Одной из возможностей решения этой проблемы является модернизация ученического самоуправления (решение проблемы несоответствия имеющихся форм ученического самоуправления изменившимся условиям общества);
  • участие педагогов, администрации, родителей, представителей сообщества (общества) и особенно детей в процессах демократизации: в формировании уклада жизни школы, распорядка и режима, норм и правил поведения и взаимоотношений, в организации функционирования и развития школы, в управлении школой, во внедрении механизмов реальной демократии участия, имеющих также и педагогический (образовательный), социализирующий потенциал;
  • обеспечение формирования правового пространства жизни школы, в котором осуществляется верховенство принятых норм и равенство всех перед ними;
  • необходимость использования всех доступных ресурсов сообщества (социального партнерства) для функционирования и развития школы.

В основе всей деятельности школы лежит самоуправление и самодеятельность детей. ДОО имеет возможность без привлечения существенных дополнительных средств, опираясь на ресурсы сообщества, используя его культурную насыщенность и разнообразие, компенсировать и преодолевать ограниченность образовательного потенциала школьной среды, всегда оказывающегося значительно уже и беднее, чем сама жизнь. При этом образовательная организация имеет все ресурсы для того, чтобы стать полем активного взаимодействия государства и общества, что позволит реализовать не только заказ государства, но и родителей. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в селе, районе, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит ей выйти на новый уровень, стать гражданским, культурным, общественным ресурсным центром села, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и социально-значимых проблем всего сообщества.

Наш педагогический коллектив реализует инновационный проект «Детское общественное объединение как ресурс развития социально-значимых инициатив обучающихся».

Выстраивая образовательное пространство школы, педагогическим коллективом осуществляется попытка решения ряда наиболее значимых проблем современного общества, например, проблемы массовой утраты молодежи мотивации к труду, несформированности умения проектировать, планировать, анализировать, прогнозировать свою трудовую или проектную деятельность.

При этом Д.В. Григорьев отмечает «В то же время не секрет, что сегодня всё большее количество детей и подростков способно участвовать в реальной жизни общества (достаточно посмотреть на их активность в социальных сетях). Этого, однако, не происходит, прежде всего, из-за не востребованности обществом вклада детей в решение вопросов, касающихся их жизни, а также из-за отсутствия гуманитарных технологий, позволяющих этот вклад получить, систематизировать и включить в процессы принятия решений взрослыми» [2].

Одной из решений данных проблем, мы видим в объединении детско-взрослых общностей в школе.Сегодня происходит переосмысление ценностей родительства, рост родительской сопричастности к процессу социализации ребенка. В социуме, на уровне политических и культурных элит постепенно укрепляется восприятие родительства как значимой общественной силы. Многие годы позиция и интересы семьи и родителей оставались в тени, на первый план выдвигалось общественное воспитание. То, что в проекте Концепции федеральных государственных стандартов общего образования позиция семьи нашла отражение, является значительным шагом вперед. Семья начинает выступать равноправным партнером наряду со школой в формировании образовательной политики государства.

Формируется новый образ детско-родительских отношений. Складываются «представления о родительстве как о творческой работе, направленной на поддержание доверительных, эмоционально-равноправных и содержательно насыщенных отношений с ребенком». М.Майофис и И. Куклин считают, что происходящая на наших глазах трансформация ценностей родительства выходит за рамки собственно воспитания детей и является «одним из факторов, формирующих гражданское самосознание», позволяет родителям «не только обмениваться опытом, но и репрезентировать себя как носителей новых социальных норм».[3]

«Новые родители» предъявляют к школе и государству серьезные требования, их запросы связаны с тревогой за будущее их детей, стремлением к тому, чтобы их ребенок получил качественное образование, был конкурентноспособен на рынке труда и успешен в будущем.

Важнейшим условием реализации идей является развитие социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений, готовность школы и семьи к повышению их воспитательного потенциала.

Все ученические инициативы в школе осмысливает и продвигает Советдетского общественного объединения «Республика юных зугалайцев».Целью работы Совета ДОО является реализация права обучающихся на участие в управлении деятельностью образовательной организации.

Задачи Совета детского общественного объединения «Республика юных зугалайцев» сформулированы следующим образом: представление интересов обучающихся на различных уровнях; поддержка и развитие инициатив обучающихся в жизни образовательного учреждения; защита прав обучающихся; обеспечение реализации лидерских и творческих качеств обучающихся.

Все ключевые события школы, организуемые и проводимые Советом ДОО, строятся по следующим основным направлениям:

• организация досугово-развлекательной деятельности обучающихся;

• организация деятельности, направленной на популяризацию и поддержку здорового образа жизни среди обучающихся;

• организация социально значимой деятельности на территории села;

• освещение своей деятельности на уровне школы и села, района, округа, края;

активное сотрудничество с педагогическим Советом, Управляющим советом и Советом родительской общественности, социальными партнерами школы.

Совет ДОО состоит из структурных подразделений, имеющих свой функционал и отвечающих за конкретную область деятельности, так:

  1. Отдел интеллектуального развития./Занимается научно-исследовательской, познавательной деятельностью/. (Клуб «Поиск», Школьное научное общество «Интеллект», «Пешке - час», «Английский клуб», «Клуб юных ФХМ»)
  2. Досугово-развлекательный отдел. /Занимается организацией и реализацией досугово-развлекательной деятельности обучающихся/. (Музыкальная студия «Themusicstars», Изостудия «Мозаика»)
  3. Отдел популяризации ЗОЖ. /Занимается разработкой и реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни обучающихся/. (Школа туризма «Навигатор»)
  4. Отдел социальной активности. /Занимается разработкой и реализацией социально значимых мероприятий, проектов, акций/. «Зугалайская модель ООН», Школа лидерства «Все в наших руках», «Волонтерский отряд», «ЮИД».
  5. Отдел PR и взаимодействия. /Разрабатывает и воплощает в жизнь идеи, направленные на популяризацию деятельности Совета ДОО. На основании общих решений Совета формирует список предложений и инициатив, адресованных другим органам управления школой и соц. партнерам/. (Этнокультурный центр «Булаг»;, «Школьный медиацентр», «Фотовидеостудия».

Каждое структурное подразделение Совета разрабатывает и воплощает в жизнь интересные формы работы, организует события, соответствующие запросам современной молодежи. Так, уже традиционными стали квест-игра «Посвящение в старшеклассники» creative-акции «Укрась елку креативно» и «Подарок школе», флэш-мобы «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Все в порядке-спасибо зарядке», арт-проекты «Игрушка с историей», танцевальный батл «Шаг вперед» и неделя кино «Время размышлять».

Особое внимание уделяется социально значимой деятельности. Среди социальных акций, регулярно проводимых Советом ДОО такие, как «Сел за руль – отвечаешь за жизни», «Старость – в радость!», социальный проект «Студия анимационных фильмов «Капли добра»», «Фотовидеостудия», «Туризм».

Отдел PR и взаимодействия администрирует группу Совета в социальной сети «В контакте» и страницу на школьном сайте, разрабатывает оригинальные афиши мероприятий, делают красочные объявления на школьной теледоске, взаимодействуют со СМИ и с другими органами государственно-общественного управления.

Анализируя практическую деятельность, мы убеждены, что в процессе участия в работе ДОО учащиеся приобретают важные социальные компетенции. Именно здесь они учатся планировать, организовывать, анализировать свою деятельность; взаимодействовать с людьми разных возрастов и сфер деятельности. Для старшеклассников ценен тот факт, что они реально влияют на образовательный процесс, к их мнениям прислушиваются, их инициативам предоставляется поле для реализации.

Таким образом, реализуя идею ДОО, школа предоставляет неограниченную возможность своим воспитанникам для саморазвития и формирования гражданской идентичности.

Используемые источники:

1. Мирошкина М.Р., Волохов А.В. Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства. Научно-методический комплекс. М.: Кейп Паблишерз, 2010. – 108 с.

2. Григорьев Д.В., директор Центра образования №825 г. Москвы, к.п.н., доцент. Статья «Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания» [Электронный ресурс] Режим доступа: isiksp.ru/library/grigoryev_dv/grigor-000003.,свободный.

3. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерств.

Категория: Всем учителям
16.03.2015 04:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!