Дюрер как ученый

Дюрер как ученый.

В личности Дюрера проявилась черта, характерная для выдающихся людей его времени. Это необыкновенная широта интересов, обращённых одновременно на искусство и науку, которые в эпоху Возрождения понимались как тесно связанные между собой области духовной деятельности человека, познающего и творящего. При огромном таланте Дюрера единство его художественного и научного восприятия дало поистине замечательные результаты.

Дюрер не только великий художник, но и разносторонний ученый, глубоко исследовавший многие актуальные проблемы современной ему науки. Они отразились в его искусстве, в котором он проявил себя как мыслитель, изображая лишь то, что продумано и понято до конца. В науке он искал ответы на вопросы, возникавшие из стремления понять законы гармонии в окружающем мире, важные для него и как художника-профессионала, и как творческого представителя гуманизма.

Дюрера привлекали геометрия и теория перспективы, он испробовал силы в картографии, оставил заметный след в истории астрономии, занимался конструированием научных инструментов. Он является одним из самых выдающихся теоретиков искусства эпохи Возрождения и автором прославленного сочинения о фортификации. Многие рисунки и гравюры Дюрера могут рассматриваться как памятники науки его времени, а безупречная точность и тонкая наблюдательность, с которыми он воспроизводил растения, насекомых и животных, сделала бы честь натуралисту-профессионалу. К изображению человеческого тела Дюрер, подобно Леонардо да Винчи, подходил с чисто научной точки зрения, прикладывая огромные усилия, чтобы выявить скрытые закономерности и точные числовые отношения.

Всё творчество Дюрера проникнуто математикой. Об этом говорит не только геометрическая правильность изображения пространства и подчёркнутая соразмерность фигур и предметов на его картинах, гравюрах и рисунках, но и рассуждения в его печатных трудах, дневниках и письмах. Он сам засвидетельствовал, что с ранней молодости искал точную формулу прекрасного, уверенный, что с помощью числовых отношений и геометрических построений можно добиться совершенства в художественном изображении.

Однако интерес Дюрера к математике был намного глубже, чем этого требовали профессиональные запросы мыслящего художника эпохи Возрождения. Он относился к математике как творчески работающий учёный, а полученные им результаты пошли в историю математики.

Дюрер занимает почётное место в ряду крупнейших математиков Европы XV - начала XVI вв. Его внимание привлекала прежде всего геометрия - дисциплина, пользовавшаяся наименьшим успехом у современных ему немецких ученых. Заслуги художника в этой области столь велики, что его с полным правом называют первым по времени выдающимся геометром Германии.

Наиболее сильное влияние на Дюрера оказали труды Луки Пачоли, самого видного итальянского математика, с которым он, возможно, встречался лично и который определил направление научного творчества Дюрера.

О Дюрере-математике с уважением говорили его современники и последователи, которые цитировали его теоретические труды и применяли разработанные им приемы геометрических построении, развивая его идеи.

Дюрер не получил университетского образования и занимался наукой не как профессионал. По словам И. Доппельмайера, он был "любителем математики", но "посвятил себя ее изучению не в той степени, как рисованию, живописи и связанным с ними искусствам, ставшим его профессией"; тем не менее, благодаря "прекрасному, богом ему данному таланту к математической науке и его упражнению с детских лет", он пошел в этой пауке "весьма далеко по его временам". Глубина математических познаний Дюрера позволяет сравнивать его с первоклассными учеными-специалистами конца XV - начала XVI в. Обладая недюжинными способностями и огромным трудолюбием, он сумел извлечь полезные сведения по математике из всех доступных ему источни

Категория: Математика
07.04.2017 13:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей