СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этика – наука о нравственной жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСЭ УРОК № 1 Дата:

Тема урока: Этика – наука о нравственной жизни человека

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали, первоначальные представления о светской этике;

Задачи:

личностные

- формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

- познакомить учащихся с основными понятиями этики;

- уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

- создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слайд 1-3

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама, как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для вас!

(В. Боков)

Слайд 4-5

2.Работа с цитатами.

- Как вы понимаете смысл этих цитат?

«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан». Омар Хайям.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Лев Николаевич Толстой.

3. Формулирование темы, цели урока

- Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке. О добре и зле.

- На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…

- Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?

- Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.

Этика.

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?

Мы хотим узнать, что такое светская этика? Что она предполагает?

- Давайте запишем тему урока.

4.Работа с новым материалом

Презентация

- Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.

Работа со словарём С. И. Ожегова.

- Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».

Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

- Итак, этика – это учение о морали.

У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»

Какое значение имеет это слово?

- С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.

Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.

Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

5. Работа над притчей

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно, нет! – ответил юноша.

- А воровать?

-Нет!

-А убивать?

- Нет…

- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!»

Учитель:

- О чём эта притча? ( О добре и зле).

- Чему она нас учит? ( Не совершать зла).

- Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.

- Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.

- Как же нам сделать мир добрее?

Совершать добрые дела.

6.Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.

- Различают этику религиозную и светскую.

Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.

7. Работа по учебнику страница 4 -6.

Прочитайте изречения мыслителей страница 7.

8.Итог урока по вопросам для повторения страница 7

9.Рефлексия.

-Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?

- Так что же такое светская этика?

- Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

10.Домашнее задание:

Запиши в тетради поговорку или пословицу о вежливости в качестве своего девиза.

Практическое и творческое задание страница 7 - 8

Ответы на « Данетку» отметь в тетради + -

ЭТИКА

Основатель: Аристотель (IV в. до н.э.)

Основные понятия: «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность»

Что помогает понять:

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше?

Как наградить человека, сделавшего добро?

Как не делать зла?

Как сделать жизнь людей лучше?

Различают этику религиозную и светскую («мирская», «гражданская»)

ЭТИКА

Урок 1. Этика – наука о нравственной жизни человека.

Задание 1. Мыслители.

На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они?

______________________________________________________________

Задание 2. Словарь

_____________________ – любовь к мудрости.

_____________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).

Задание 3. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди светских профессий.

Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены светские сооружения.

Основные понятия:

_______________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Заполни кластер

Основатель:

_____________________________

Что помогает понять:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различают этику

_____________________________________________________________________

ЭТИКА

Задание 6. Запиши в тетради поговорку или пословицу о вежливости в качестве своего девиза.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Отметь «+» или «-» практическое задание учебника страница 7

_______________________________________________________________________________________________

17.08.2018 20:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!