СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европа приближается к локальному бедствию…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир переживает экономический кризис в течение очень долгого времени. Экономический рост находится на стадии стагнации. Если взять Европу – то ситуация ещё хуже. Евросоюз сталкивается со структурными проблемами. Европейские страны обратили внимание на Россию в попытке объяснить собственные трудности. Это и стало реальной причиной – почему антироссийская риторика стала настолько мощной в последние годы. Американцы пытаются совершить закат России и Европы одновременно – разорвав экономические связи. В том числе в энергетике. Таким образом, американцы погружают Евразийский континент в бездну взаимной конкуренции. В Соединённых Штатах считают – экономически уничтожить Германию гораздо дешевле, чем Россию, которую можно ликвидировать только военными методами. Теперь главная фундаментальная идея – это стереть с экономической карты Германию, экономический локомотив Европы. До американцев дошло – они нас экономически уничтожить могут. Но только Германию уничтожить дешевле.

Газпром констатирует приближение Европы к локальному бедствию. Подземные газовые хранилища Европы стремительно пустеют – усиливая энергетический кризис Европы. Как европейский континент переживёт пиковые месяцы отопительного сезона? Европейские подземные газовые хранилища – ПХГ потеряли за 21 и 22 декабря 2021 года рекордные объёмы топлива, превысившие 700 млн. кубических метров – фиксирует Газпром. Европейские страны теряют свои запасы очень стремительно. Европейская ассоциация Gas Infrastructure Europe, представляющая интересы операторов газовой инфраструктуры в Европе, из подземных хранилищ отобрано более 41% от объёма газа – закачанного в текущем 2021 году.

Привязка контрактов российской корпорации Газпром к спотовой бирже произошла по решению самого Евросоюза после иска польской компании PGNiG против российской корпорации Газпром в Стокгольмском арбитражном суде. Чтобы исправить положение Евросоюзу необходимо заключить с монополистом новые долгосрочные контракты без привязки к споту. Это значит – снова в Стокгольмский арбитражный суд за отменой решения на спот. Это требует времени – как раз к концу отопительного сезона 2021-2022 году успеют.

Впереди ещё почти три месяца отопительного сезона и высокого сезона по производству электроэнергии. В Европе потребляется очень много электроэнергии на отопление при малой протяжённости светового дня. Скорость опустошения подземных хранилищ газа во всех государствах Европы разнится. Например, в Австрии, Нидерландах уровень заполнения хранилищ упал до 35%. Это значит – некоторым государствам Европы не хватит голубого топлива для того, чтобы прожить отопительный сезон без высокого потребления голубого топлива.

Высокоразвитая экономика Германии тоже испытывает большие трудности с отопление и генерацией электроэнергии – несмотря на наличие прямых поставок из России голубого топлива по газопроводу «Северный поток-1». Требования Евросоюза к немецким газотурбинам вынудили Германию топить углем. Германия не смогла отказаться от угля – как источника выработки электроэнергии из-за последовательной политики Евросоюза. Власти Евросоюза всерьёз озабочены состоянием окружающей среды. В борьбе за экологию они провозгласили курс на зеленую энергетику. И отказ от использования грязных энергоносителей – в первую очередь угля. Помимо угля в черном списке оказался и природный газ, использование которого должно прекратиться после 2050 года. В текущих реалиях, когда Европа столкнулась с серьёзным энергетическим кризисом, отказаться от природных ископаемых Европа не может – но и от своих принципов Европа отходить не спешит.

Тем удивительнее тот факт – Еврокомиссия не позволила Германии ускорить отказ от угля и тепловых электростанций. Немецкие специалисты нашли выход в строительстве специальных газовых турбин работающих на голубом топливе. Тем не менее, реализовать амбициозный проект в Берлине не смогли из-за позиции Брюсселя – предъявившего чересчур жёсткие требования к разработке газовых турбин. В целом, строительство электростанций с предложенными немцами газовыми турбинами не представляет собой невыполнимую задачу. Сегодня таких объектов нет даже в самой Германии. Кроме того, процесс возведения требует немалых финансовых затрат – это существенно снижает интерес потенциальных инвесторов к проекту. Таким образом, наблюдается парадоксальная ситуация – Евросоюз публично выступает за зеленую энергетику. Но вынуждает Германию жечь уголь, предъявляет необоснованные требования к её задумке. Евросоюз оказался в безвыходном положении после спровоцированного им же энергетического кризиса.

Обстоятельства, складывающиеся сегодня в Европе могут привести к такой же ситуации, с которой столкнулась Великобритания в конце февраля 2018 года. Тогда средневзвешенная цена на голубое топливо по сравнению с текущей была низкой – около 200-250 долларов за одну тысячу кубометров. Из-за локального британского энергетического кризиса стоимость голубого топлива взлетела до 680 долларов за одну тысячу кубометров. Теперь Европа медленно, но верно сходит с вершины зоны интересов России. Газпром строго выполняет свои контрактные обязательства. А дальше действует по своему усмотрению и исходя из своих интересов. Европе надо определяться, чего европейцы хотят по поставкам газа. Как раньше – уже не будет. Не те уже времена – Европейский поезд уже ушёл. Вернее – европейцы сами сошли с этого поезда первостепенных интересов России.

Вокруг газопровода «Северный поток-2» идёт основная игра европейцев и американцев. Они взывают к нашей совести, к этическим обязательствам перед европейскими партнерами. Но бизнес – есть бизнес. Все контрактные обязательства выполняются. Остальное – это предмет переговоров. И никому из европейских политиков, похоже, даже в голову не приходит – «Северный поток-2» стал для них настоящей ловушкой, к созданию которой Москва не имеет никакого отношения. Для Москвы выгоден любой исход. Нет действующего газопровода «Северный поток-2» – есть высокие цены на природный газ, есть прибыль. Заработает «Северный поток-2» – есть рост объёма продаж, есть прибыль. Это высшая математика мировой политики – это уровень гроссмейстерской игры, которую играет Владимир Путин. Вашингтон и Брюссель в ответ неумело пытаются играть в третьеразрядный покер – усердно разбавленный разными шулерскими комбинациями.

Ценовая лихорадка 2021 года на голубое топливо вызвала шквал обвинений в адрес Российской компании Газпром. Британские эксперты связывают рост стоимости голубого топлива с тем, что Россия не наращивает поставки газа в Европу. Верно – не наращивает. А вами заявки на дополнительные объёмы голубого топлива Газпрому поданы? Нет - не поданы. Тогда какие претензии? Нет заявок – нет дополнительных объёмов голубого топлива. Происходящее в Великобритании можно сравнить с национальным кризисом – оптовые цены на природный газ и электроэнергию выросли до беспрецедентного уровня за последние три недели. Холодно!

.

В декабре российский Газпром не стал предварительно бронировать дополнительные мощности газопровода «Ямал-Европа» для поставок в Польшу и Германию через Белоруссию. Реверсные поставки голубого топлива из Германии в Польшу продолжаются. Дополнительные объёмы в пять миллиардов кубометров, запрошенные Германией пришли по газопроводу «Северный покток-1». Трубопроводный газ по долгосрочным контрактам пришёл в Германию в ноябре 2021 года по цене примерно в 260 долларов за тысячу кубометров. А Польше этот же трубопроводный газ достаётся в реверсном режиме из Германии по рыночным спотовым ценам раз в пять дороже. Бизнесом это называют – немецкие бизнесмены делают свои деньги.

Президент России Владимир Путин на пресс-конференции 23 декабря об этой ситуации рассказал подробно. Он пояснил – энергетическая компания Газпром не бронирует дополнительные мощности газопровода «Ямал-Европа», поскольку немецкие и французские контрагенты на декабрь не выставили заявок на покупку. Газпром в свою очередь заказывал мощности на прокачку голубого топлива на дополнительной сессии и использовал краткосрочное внутридневное бронирование на несколько часов. Европейский рынок природного газа стал премиальным – до последнего времени таковым считалась Юго-Восточная Азия. Возможно, суда-газовозы СПГ развернутся в сторону Европы и частично смягчат кризис, связанный, в том числе с физическим недостатком голубого топлива. С учётом скорости движения судов-газовозов ситуация на европейском рынке может несколько измениться к середине января 2022 года.

Несколько танкеров-газовозов уже резко изменили курс 21 декабря 2021 года - они шли с грузом сжиженного природного газа из Соединённых Штатов в Азию. Но отправились в Европу. Теперь в Европе можно продать природный газ с большей прибылью, чем на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Стоимость голубого топлива остаётся нестабильной. Усиление морозов и приостановка работы газопровода «Ямал-Европа» стали очередными факторами роста цен. Стоимость тысячи кубов 21 декабря достигла 1900 долларов, позже перешагнула рубеж в 2000 долларов. Последний рекорд участники рынка фиксировали в октябре 2021 года. На 24-25 декабря биржевая стоимость голубого топлива снизилась до 1200 долларов за тысячу кубометров.

В Германии до конца 2021 года должны вывести из эксплуатации три атомных электростанции. Из-за решения, принятого давно, определённое количество энергии выпадет из общего баланса. Потребуется её возмещение, которое зимой невозможно провести за счёт ветряков и солнечных батарей. Поэтому приходится вынуждено жечь дорогой природный газ. Платить за это некому – тарифы на электроэнергию населению в Германии поднимать не хотят. Из-за этого банкротятся генерирующие компании. Подобное началось в Великобритании и скоро произойдёт в континентальной Европе. Исходом происходящего станет столкновение населения европейских стран с топливной бедностью и невозможностью отапливать жилища – это в ближайшие месяцы вызовет острые социальные последствия.

Пойдёт ли Россия на новые газовые уступки Европе? Не стоит давать Европе скидки на голубое топливо. Обвинения Европы в адрес Российской компании Газпром в недостаточных объёмах поставок природного газа полностью беспочвенны и даже абсурдны. Европейские страны сами создают себе проблемы. Все обвинения в адрес России, что поставляется мало голубого топлива на европейский рынок абсолютно беспочвенны и не соответствуют действительности – это враньё и ложь. Европа продолжает склонять Москву к новым скидкам. Никах скидок Газпром делать не должен – максимальные скидки цены на газ Европе уже сделаны.

Европейцы хотят, что бы Россия снова их спасла. А нам это зачем? Европейцы обязаны расплачиваться за своё высокомерие по отношению и к России и к остальному миру. Разве у нас есть резон в очередной раз спасать неблагодарную Европу от её же тупости? Нет резона. Европейцы привыкли считать нашу вежливость слабостью. И думают, что мы будем продолжать искать их расположения. Да вот нам этого не надо. Хватит. Из Европы к нам всегда война приходит. Мы не должны делать поблажек европейцам. Мы должны, просто обязаны, делать поблажки своему собственному народу. Мнение европейцев должно интересовать нас в последнюю очередь.

На какие уступки можно идти? Уже непонятно. Рекордные объёмы были поставлены Россией в этом году. В том числе и сверх договоров. Уже стало общеизвестным фактом как те же немцы продают излишки, поставленные сверх соглашения. Они сами пользуются моментом и зарабатывают – спекулируя голубым топливом, полученным по низкими ценам. Это даже не нелепость – это цинизм. Пока кто-то кричит – Россия виновата в высоких ценах на газ, кто-то помалкивает и пользуется моментом. Германия не может выдвинуть конкретные обвинения в адрес России. Все европейские неприятности, как правило, приходят из Украины. У Киева нет желания просто и объективно посмотреть на проблему с голубым топливом. Дерзкое поведение кажется странным. Именно на Украине говорят – Газпром постоянно виноват. Почему не поставляете больше? Нет заказов – нет и поставок. Обвинения в адрес России некомпетентны и примитивны.

Подобные обвинения в адрес России звучали неоднократно в 2021 году на фоне энергетического кризиса в Европе – сильно бьющего по Украине. Президент России Владимир Путин в ходе пресс-конференции 23 декабря заявлял – Москва не захватывала газовый рынок. И предупреждал неоднократно европейцев, что система долгосрочных контрактов может разрушиться. Глобальный рынок столкнулся с кризисом предложения на фоне высокого спроса на голубое топливо в Азии и нехватки мощностей СПГ. Рекордные цены на голубое топливо фиксировались на Нидерландской бирже TTF – в декабре цена одной тысячи кубометров газа переваливала за две тысячи долларов.

В своих энергетических неприятностях во многом виновата сама Европа. русофобская политика Еврокомиссии и Европарламента своими газовыми директивами и Третьим энергопакетом пытались ставить палки в колеса работе Газпрома – вернулись бумерангом в Европу в виде энергетического кризиса. Ещё полгода назад стоимость одной тысячи кубометров газа в Европе в 1000 долларов казалось совсем невозможной. Декабрь 2021 года сделал эту невозможность реальностью – 21 декабря 2021 года стоимость Фьючерсов на голубое топливо на европейских торговых площадках достигла 2190 долларов. Пробив не то что ценовой потолок – но и ценовое дно. Возможно ли сохранение конкурентоспособности экономики Старого Света при таких ценах на энергоносители? Не начнётся ли Великая депрессия-2, о которой сегодня уже говорят вполне серьёзно?

Причин для пессимизма много – некоторые я уже в начале блога называл и рассматривал. Энергетические дела в Старом Свете идут далеко не лучшим образом. Летом европейцы нос воротили от стоимости голубого топлива в 500 долларов за одну тысячу кубометров. Осенью уже рвали на себе волосы – даже в тех местах, где они и не растут. Цена на голубое топливо с августа по конец декабря выросла с 500 долларов до 2200 долларов. Психика европейских потребителей голубого топлива явно окончательно была травмирована. Сверхдорогое голубое топливо означает и сверхдорогую электроэнергию, и сверхдорогое сырьё для химической промышленности. Интересным становится и вопрос – как дела теперь у европейкой промышленности?

Скверными стали дела у европейской промышленности. Первыми под ценовой удар попали производители удобрений, вынужденные останавливать производство – ставшее вдруг не рентабельным. Это автоматически повлекло за собой проблемы у аграриев и у торговых сетей – упаковка для хранения продуктов сразу же стала дефицитной. Затем сложности возникли у металлургов. Крупнейший концерн Европы ArcelorMittal начал выборочно останавливать работу дуговых сталеплавильных печей из-за сверхдорогой электроэнергии. Эта корпорация занимает 10% мирового рынка. Четырёхкратный рост стоимости электроэнергии вынудил на 30% сократить объёмы производства и испанской металлургической компании Sidenor. О том, что производство металлов в Великобритании может стать нерентабельным, предупредила отраслевая ассоциация UK Ateel. Британская Energy Intensive Group-EIUG уже остановила выплавку стали. Германское предприятие по добыче и переработке меди Aurubic AG официально уведомило о невозможности выплаты дивидендов из-за снижения своей маржинальности. Бельгийская компания Nyrstar с начала 2022 года приостанавливает производство цинка.

Вслед за производителями удобрений в Великобритании на 20% сократила объёмы производства аммиака, необходимого для азотных удобрений и реагентов по очистке дизельных двигателей, германская компания SKW Stickstoffwerke Piesteritzo. О снижении рентабельности из-за аномально высоких тарифов на электроэнергию объявил мировой химический гигант BASE, и это несмотря на то, что почти 80% нужных ему объёмов он генерирует на собственных мощностях. Французские компании-производители сахара и крахмала Tereos и Roguette предупредили о возможном прекращении отгрузки их продукции.

В декабре 2021 года из-за высоких цен на голубое топливо в Великобритании обанкротилась энергетическая компания Zog Energy Limited, которая снабжала голубым топливом и электроэнергии 11,7 тысяч потребителей. В целом 2021 году в Великобритании из-за энергетических проблем обанкротились уже 27 энергокомпаний. Главы компаний EDF, Good Energy и Energy UK обратились к правительству Великобритании с просьбой срочно принять меры из-за роста цен на голубое топливо – катастрофически угрожающие дальнейшей работе промышленности. Великобритания столкнулась с масштабной кризисной ситуацией. Британцы уверены в том, что рост цен на голубое топливо вызван бездеятельностью России. Газпром не наращивает поставки в европейские страны – отказавшиеся от многолетних контрактов. Это национальный кризис Великобритании. Оптовые цены на голубое топливо и электроэнергию выросли до беспрецедентного уровня за последние три недели.

Прогнозируется вероятность скачка тарифов на электроэнергию в Великобритании до 56%. Сейчас среднее домохозяйство в Британии тратит на это 1177 фунтов стерлингов в год – 124 тысячи рублей. А к апрелю 2022 года расходы домохозяйств англичан увеличатся до 2000 фунтов стерлингов в год – 195 тысяч рублей. Ситуация в экономике Великобритании оценивается экспертами критической из-за цен на энергоносители. Это лишь начало крупномасштабного топливного кризиса – в дальнейшем ситуация только ухудшится. Проблемы, с которыми энергетическая отрасль Великобритании стали очень серьёзными – попытки поставщиков голубого топлива оказать поддержку потребителям не приносят положительных результатов.

Такая ситуация с европейской промышленностью выглядит довольно таки грустно. Проблемы у металлургов приведут к повышению себестоимости в автомобильной и авиационной промышленности, в строительном секторе, в судостроении. У аграриев повышение цены на химические удобрения приведёт к росту цен на продукты питания, могущие вскорости неприятно удивить сытый Старый Свет ещё сильнее – чем сейчас. Ситуация медленно, но всё-таки движется к новой Великой депрессии. Дойдёт ли до этого? Скоро и узнаем и увидим. Но пока ещё Старый Свет хоронить рано. Неожиданно в ситуацию вмешался рынок с его невидимой рукой.

Ещё несколько дней назад, 21 декабря 2021 года все танкеры-газовозы со сжиженным природным газом, шедшие в Юго-Восточную Азию, где цена на голубое топливо выше, упорно не замечали проблем Европы. Когда же стоимость фьючерсов на торговых площадках Евросоюза превысила 2000 долларов, достигнув отметки в 2190 долларов – психологически сломались уже экспортеры сжиженного природного газа. Со стороны наблюдать такое намного удивительно. Как меняется курс из Азии в Европу танкеров-газовозов, вышедших из Соединённых Штатов, Австралии и Катара. Первыми повернули в Старый Свет два танкера-газовоза с американским СПГ, потом газовозов стало десять, пятнадцать, потом уже тридцать.

Впервые с 2009 года голубое топливо в Европу направили австралийцы. Танкеры-газовозы пошли в Великобританию, Испанию, Францию, Нидерланды, Мальту и Гибралтар. Ценники сразу же снизились до 1500долларов, а потом и до 1300. Так американцы спасли европейцев от происков российского Газпрома кавалерия поспела вовремя. Первая атака высокой цены на голубое топливо отбита. Пять миллиардов кубометров голубого топлива – это только примерно 20% от потребностей. Европа медленно, но верно сходит с вершины зоны интересов России. Газпром строго выполняет свои контрактные обязательства. А дальше действует по своему усмотрению и исходя из своих интересов. Европе надо определяться, чего европейцы хотят по поставкам газа. Как раньше – уже не будет. Не те уже времена – Европейский поезд уже ушёл. Вернее – европейцы сами сошли с этого поезда первостепенных интересов России. Теперь ни мы вам, ни вы нам ничего не должны. Живём как соседи – но исключительно по расчёту. Вы же этого хотели? Получите.

Будет ли Европа этой зимой с теплом или без – не решается в Брюсселе. Он утратил контроль над ситуацией из-за серии больших ошибок и огромной бюрократии. Поскольку американский сжиженный природный газ во всех смыслах сбежал в Азию – судью Евросоюза придётся решать России и лично Владимиру Путину. Вины Москвы в энергетическом кризисе Европы нет никакой. Структуры Евросоюза, такие как Еврокомиссия и другие органы, очень отдалились от бед и нужд, а также проблем простого народа. Над некогда великой Европой – колыбелью западной цивилизации нависла угроза замерзания зимой. И вопрос выбора между едой и теплом переходит из разряда гипотетических в практическую плоскость. С максимальным приближением к реальности. Даже если отопление и будет в европейских домах – не все смогут себе его позволить. Не смогут оплатить. Здесь уж во всю полноту встаёт вопрос злосчастного и унижающего выбора – чтобы согреться придётся отдать состояние.

Какие выводы можно сделать их происходящего на энергетическом рынке Европы? Жители стан Евросоюза не понимают – что делает руководство Евросоюза? Обычные европейцы не видят плана действий Брюсселя. Европейцев одолевает страх за будущее Ситуация крайне серьёзная и будет иметь далеко идущие последствия для глобальной экономики. Соединённые Штаты, ни союзная им Австралия имеют возможность в критический момент вмешаться и волевым решением удержать на краю пропасти скатывающуюся в неё Европу. Поставки сжиженного природного газа при всех минусах являются гибким инструментом воздействия на энергетический рынок. Убрали объём поставок СПГ – создали дефицит. Вернули СПГ – спасли Европу. Очень удобный инструмент притопить Европу и её экономику. Эта история показала – Соединённые Штаты могут устроить Евросоюзу Великую депрессию-2. Но могут ее, и прекратить.

27.12.2021 15:06


© 2021 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!