СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европа сделала ставку на «зеленую энергетику» – и проиграла….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Европа медленно, но верно сходит с вершины зоны интересов России. Газпром строго выполняет свои контрактные обязательства. А дальше действует по своему усмотрению и исходя из своих интересов. Европе надо определяться, чего европейцы хотят по поставкам газа. Как раньше – уже не будет. Не те уже времена – Европейский поезд уже ушёл. Вернее – европейцы сами сошли с этого поезда первостепенных интересов России. Страны Европы отказались от встречи Евросоюз – президент России. Это ваше право – ни мы вам, ни вы нам ничего не должны. Живём как соседи – но исключительно по расчёту. Вы же этого хотели? Получите….

Кризис в газовой отрасли Европы обострился осенью 2021 года после того, как спотовые цены на голубое топливо стали стремительно расти, превысив $1000 за одну тысячу кубометров и почти достигли $2000 за одну тысячу кубометров на фоне низкой наполненности подземных газовых хранилищ. Кремль ранее уже отверг обвинения в адрес России в связи с рекордным ростом цен на голубое топливо в Европе. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что Россия является надёжным поставщиком газа потребителям во всём мире и строго выполняет все контрактные обязательства.

Просьба Евросоюза увеличить поставки газа из России выглядит довольно странно. Такие просьбы Европы, постоянно вводящей против России экономические санкции - выглядят крайне цинично. Не только европейцы, но и американцы закупают у России голубое топливо и нефть. Европа оказалась в текущей ситуации из-за своей ошибочной энергетической политики – ставки на зеленую энергетику. Теперь, осознав это, европейцы рассчитывают на Россию, при этом одновременно вводят санкции, посыпают угрозами, захлёбываясь в русофобии. Циничным европейцам надо делать из этой ситуации выводы. И нам тоже. Продолжение такой циничной политики со стороны Евросоюза и отсутствие доброй воли – почему тогда с нашей стороны она должна быть? За последние столетия Россия уже не раз спасала Европу. И от Наполеона, пытавшегося стать диктатором, и от аппетитов германского кайзера, и от бесноватого фюрера.

США уже забывают о Европе. Эймос Хокстин, старший советник Госдепартамента США по энергетической безопасности на онлайн-брифинге для иностранных журналистов заявил, что власти Соединённых Штатов мало что могу сделать для помощи европейским странам в снижении стоимости цен на газ. Вашингтон не может приказывать компаниям – кому поставлять энергоноситель. Хокстин, отвечая на вопрос, могут ли США содействовать преодолению энергетического кризиса в Европе путем поставок СПГ заявил следующее: «Думаю, США направляют значительные объёмы сжиженного природного газа на рынок. Американское правительство не даёт указаний нашим компаниям, кому продавать». Эймос Хокстин добавил, что с этой точки зрения правительство США многое ещё может сделать, что ещё не сделано. США уже являются значимым, одним из крупнейших экспортеров на мировые рынки и сохраняют довольно значимую долю мирового рынка.

Наш президент Владимир Путин заявил – мы готовы поставлять в Европу дополнительные объёмы голубого топлива. Как только газопровод «Северный поток-2» будет сертифицирован. Только вот ждать за это благодарности не стоит. В Европе про нашу помощь, тут же, как всегда – забудут. Строительство газопровода «Северный поток-2» вписывается в реалии мировой практику, когда государства отказываются от стран-транзитеров для поставки ресурсов. После распада Советского Союза в 1991 году Россия столкнулась с проблемой доставки ресурсов конечным покупателям. Нефть, природный газ и другая продукция преодолевали маршрут через страны-транзитеры, далеко не лояльные Москве. Российские власти в течение тридцати лет ведут логичную политику по уменьшению зависимости от соседних государств в вопросе поставок ресурсов и товаров.

Агрессивно настроенные к России страны Прибалтики в первые годы имели серьёзные рычаги давления на Москву. В Латвии, Литве, Эстонии и Польше находились терминалы для отгрузки российской нефти. Но после строительства портовой инфраструктуры Усть-Луга в Ленинградской области, экспортные потоки через страны Прибалтики упали до нуля. Подобные решения получили продолжения на юге России. Построен газопровод «Турецкий поток». Вместо использования газопровода через территорию Украины построены газопроводы «Северный поток» и газопровод «Северный поток-2» по дну Балтийского моря.

Россия продолжает следовать мировой практике, когда государства отказываются от стран-транзитеров для поставки ресурсов. Именно они и создают проблемы. Например, газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия – ТАПИ так и не могут реализовать в течение двадцати пяти лет из-за шедшей войны в Афганистане. А Канадский нефтепровод KeystoneXL должен проходить через США и американские НПЗ для последующего экспорта. Но нынешняя администрация в Вашингтоне заморозила строительство проекта из-за зеленой политики. Теперь канадским властям придётся искать новые маршруты поставок нефти на экспорт.

Российская компания «Газпром» имеет соглашение о продолжении поставок через Украину. Оно действует до 2024 года. Газопровод «Северный поток-2» не дополнит существующие потоки через Белоруссию, Польшу и Украину – вытеснит их. Это положит долгожданный конец российской зависимости от бывших советских республик в доставке нефти и газа на западные экспортные рынки. Вокруг газопровода «Северный поток-2» идёт основная игра европейцев и американцев. Они взывают к нашей совести, к этическим обязательствам перед европейскими партнерами. Но бизнес – есть бизнес. Все контрактные обязательства выполняются. Остальное – это предмет переговоров.

В создавшемся энергетическом кризисе в Европе виноваты в первую очередь сами европейцы. Еврокомиссия и Европарламент в своем желании насолить России и ограничить поставки в Европу природного газа, не давая России заработать на поставках голубого топлива в Европу – перешли всякие границы разума и порядочности. Тема энергетического кризиса – эта тема будет актуальной до конца отопительного сезона 2021-2022 года. Впереди ещё много обвинений в адрес России, лжи и политически спекуляций. Так что эта тема надолго. Европейцы в своей ярой русофобии подрубили сук на котором могли бы сидеть.

В истории разработки и внедрения Третьего энергопакета Европейского союза едва ли не первое, что бросается в глаза – то что датой его публикации является июль 2009 года. А датой его полной его полной имплементации в национальные законодательства государств, входящих в состав этого объединения – 2017 год. Для подобных процедур имеется вполне определённый норматив – не более двух лет. В случае Третьего энергопакета временной срок превышен вчетверо. И дело не в какой-то стране – 29 сентября 2011 года Европейская комиссия подала судебный иск против 18 государств не вписавшихся в этот последний. Списочно: Австрия; Бельгия; Болгария; Великобритания; Дания; Ирландия; Испания; Кипр; Литва; Люксембург; Нидерланды; Румыния; Словакия; Словения; Финляндия; Франция; Швеция; Эстония. И суд действительно состоялся. Можно констатировать – Третий энергопакет в государства-члены Евросоюза вколочен судейским молотком. Случай, не имеющий прецедентов – если ранее кто-то и проявлял недисциплинированность, то такого массового неповиновения никогда не было.

Более убедительного доказательства тому, что решение о провозглашении этого пакета законодательных актов было принято Еврокомиссией было преждевременным и быть не может. Особенно с учётом того, что все годы, потраченные на имплементацию, сопровождались многочисленными пересмотрами, изменениями, дополнениями, уточнениями – некоторые требования Третьего энергопакета просто исчезли, какие-то были смягчены, появились и совершенно новые. Основными инициаторами переговоров по условиям Третьего энергопакета были не правительства отдельных государств, а руководители европейских энергетических компаний.

Будет ли Европа этой зимой с теплом или без – не решается в Брюсселе. Он утратил контроль над ситуацией из-за серии больших ошибок и огромной бюрократии. Поскольку американский сжиженный природный газ во всех смыслах сбежал в Азию – судьбу Евросоюза придётся решать России и лично Владимиру Путину. Вины Москвы в энергетическом кризисе Европы нет никакой. Структуры Евросоюза, такие как Еврокомиссия и другие органы, очень отдалились от бед и нужд, а также проблем простого народа. Нынешний энергетический кризис очень хорошо и наглядно это показывает – наступил цифровой век, в версии 2,0. Но всё это скорее самоуверенность, чем истинное положения человечества. И в частности, европейской цивилизации. Даже Китай стал брезговать автомобилями из Европы – делает свои собственные. Не говоря уже про остальные товары из Евросоюза, не могущие попасть на китайские рынки.

А над некогда великой Европой – колыбелью западной цивилизации нависла угроза замерзания зимой. И вопрос выбора между едой и теплом переходит из разряда гипотетических в практическую плоскость. С максимальным приближением к реальности. Даже если отопление и будет в европейских домах – не все смогут себе его позволить. Не смогут оплатить. Здесь уж во всю полноту встаёт вопрос злосчастного и унижающего выбора – чтобы согреться придётся отдать состояние.

В России есть природный газ. Она его поставляет в Европу и на данном этапе выглядит спасительницей с самой человеческой ценой. Президент Владимир Путин по факту захватывает Европу без единого выстрела. Ничего при этом, не делая – только продавая в Европу природный газ. Погода, сезон, евро чиновники и рыночная конъюнктура всё делают за Владимира Путина. Жители стан Евросоюза не понимают – что делает руководство Евросоюза? Обычные европейцы не видят плана действий Брюсселя. Европейцев одолевает страх за будущее – особенно относительно зеленой энергетики. Атомное оружие сегодня – это уже прошлый век. Теперь его по массовости заменили энергоносители, природный газ. Владимиру Путину достаточно сидеть в своём кремлёвском кабинете и просто наблюдать. Европейцы всю работу выполнят сами – развалят экономику Евросоюза. Добьются регресса до состояния каменного века и космических цен на голубое топливо.

Переменчивая рыночная экономика и стабильность, тем более энергетическая плохо сочетаются вместе. При попытке соединить во времени рыночную экономику и стабильность – получается ситуация, которую переживает в эти дни Евросоюз. Трейдеры всегда будут стремиться создать конъюнктуру с негибким спросом – чтобы у покупателя не было выбора. Помешать этому сможет лишь кардинально иной подход к страхованию от биржевых шоков. Это долгосрочные контракты с крупными поставщиками, такими как российский Газпром, в которых стоимость газа разительно отличается от ажиотажной цены на энергетических хабах Европы.

Европейские СМИ сообщает, что всё больше европейских государств и компаний стремятся заполучить именно долгосрочные контракты с газовым холдингом из России для решения проблемы с космических цен на голубое топливо. Иных путей прекращения биржевого беспредела нет – цена и следовательно, дефицит будут и дальше расти. Брюссель не собирается отступать от своей русофобской и недальновидной политики. Никто в Еврокомиссии также не думает отказываться от губительной диверсификации – создавшей рынок свободных излишков газа, поступающих на биржи из-за сокращения контрактного сырья и спотовых быстрых соглашений.

В сложившейся на Европейском газовом рынке ситуации для Газпрома открываются как сложности, так и более широкие возможности. Сложность в том, что даже с запуском газопровода «Северный поток-2» голубого топлива может всё-таки не хватить из-за ограничений Третьего энергопакета Евросоюза, созданного как инструмент противодействия России. Возможность, по-видимому, будет предоставлена как случай по выводу не только новых, как «Северный поток-2», но и действующих газопроводов России из-под действия газовой директивы Евросоюза.

Это очень актуально для нового газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря – сертификация которого может затянуться до тех пор, пока не произойдут изменения в Третьем энергопакете Евросоюза. Ведь снятие ограничений – более важная цель для Газпрома. В этом случае, компромиссном, пострадает лишь «гордость» отдельных членов Евросоюза – Польши и стран Прибалтики. Но никак не законодательство Евросоюза. Оно по-прежнему будет предусматривать наличие свободного рынка с диверсифицированным сверхдорогим голубым топливом с одновременным стабильным получением дешёвого газа по долгосрочным контрактам. Такая практика прошла проверку десятилетиями. Рано или поздно к ней вернутся – новомодная спотовая торговля будет отмирать, как неконкурентоспособная.

Энергетический кризис может заставить страны Старого света забыть о евро интеграции. Хранилища газа в европейских государствах заполнены только на 71%, хотя в норме этот показатель должен быть выше 90%. Если морозы придут в Европу, то страны, по-видимому, начнут просто воровать голубое топливо друг у друга. Вероятно, с наступлением заморозков правительства некоторых стран запретят экспорт голубого топлива, чтобы сохранить его для своих граждан. Такую меру уже обсуждают в Сербии. Такие же разговоры происходят и в Норвегии.

Сложнее всего этой зимой придётся Германии, находящейся в зависимости от импорта голубого топлива. По этой причине Берлин возможно будет пытаться перекупить поставки газа, предназначавшегося для менее обеспеченных европейских стран. У Германии нет необходимости в перекупке газовых протоков. Германия и Франция, у которых большая атомная энергия относительно мягко переживут нынешнюю ситуацию. Германия может оказаться первой страной, имеющей газовый хаб – начнёт распределять голубое топливо в большей мере в свою пользу. Но Берлину ничего перекупать особо не надо – всё в контракте с Газпромом. Скорее всего, они найдут способ сгладить вопрос.

А вот Нидерланды, Дания и Бельгия с высокой вероятностью могут оказаться в числе перекупщиков. С серьёзными проблемами столкнутся государства, не входящие в Еврозону – но являются членами Евросоюза. Это Польша, Прибалтика, Румыния и Чехия. Жители этих стран, вероятно, будут мерзнуть – просто у них нет финансовых ресурсов для покупки топлива в условиях всеобщего дефицита. Ситуация, когда проявилась угроза возможной перекупки потоков голубого топлива для того, чтобы более богатые страны оставались в тепле. А бедные государства в холоде – усилит недовольство Евросоюзом.

Разногласия будут нарастать не только в замерзающих странах, но и в утепленных – жители этих государств уже возмущаются ростом цен на энергоресурсы и расходов на отопление. А с перекупкой голубого топлива тарифы поднимутся ещё выше. Грядущая зима может стать судьбоносной для Европейского союза. Раскола, конечно, не будет – но придёт некоторое охлаждение. Усилятся национал-консервативные настроения – личные интересы стран-членов Евросоюза будут стоять выше любых фраз, сыпящихся из Брюсселя от евро бюрократии.

Газпром повысил цены на голубое топливо до предельного экспортного уровня. Цены на газ для Европы по контрактам с Газпромом под давлением европейских судов и правящих органов привязал формулу ценообразования в долгосрочных контрактах с компаниями из Евросоюза к спотовому рынку. Влияние спота на стоимость российского голубого топлива, для европейцев достигла 87%. Разница при этом между дикими ценами фьючерсных контрактов с отложенной поставкой и стоимостью физического газа на бирже составляет 850 долларов за тысячу кубометров.

В соответствии с вердиктом Стокгольмского арбитражного суда «Газпром» каждые два месяца обязан вносить коррективы с переоценкой стоимости. На 2021 год планировалась средняя цена в 170 долларов за тысячу кубометров. Майская цена 2021 года – 210 долларов. Августовская цена 2021 года – 270 долларов. Октябрьская цена -330 долларов. Не вставая с места, нарастив поставки всего на пятнадцать процентов «Газпром» увеличил свою выручку в два раза. Уровень в 330 долларов за тысячу кубометров – предельный не только для Европы, но и для Росси – как экспортера. Дальнейшее подорожание голубого топлива противоречит интересам Москвы – это снижение доступности европейских товаров в структуре российского импорта. Главная цель «Газпром» – предсказуемость газового рынка.

Она позволяет планировать инвестиции и добычу. «Газпром не заинтересован в том, чтобы цены поднимались ещё выше – это приведёт к сворачиванию отдельных отраслей экономики, к падению объёмов спроса на голубое топливо в Европе. Нам это совершенно не в радость. В нашем глобальном мире это аукнется – импортируемые нами товары из Европы подскочат в цене. На короткой дистанции мы выигрываем – за счёт более дорого голубого топлива. Но потом, закупая фармакологическую продукцию, автомобили и другие товары в Европе – проигрываем сильнее из-за возросшей цены на экспортируемый из Европы товар.

Привязка контрактов «Газпрома» к спотовым ценам стала следствием иска польской компании PGNiG против российской компании «Газпром» Согласно вердикту Стокгольмского арбитража, «Газпром» должен регулярно пересматривать цены для Европейских партнеров по спотовому рынку. Из-за этого российский природный газ в 2021 году вдвое подорожал для покупателей из Евросоюза. А бюджет России получит несколько десятков миллиардов долларов сверхдохода за два года.

Новости о том, что Молдавия в лице госпредприятия Energocom и украинской «Нафтогаз» заключили рамочное соглашение с открытыми цифрами на поставку природного голубого топлива в случае экстренной ситуации циркулировали в украинских СМИ последние дни. Премьер-министр Молдавии Наталия Гаврилица предприняла слабую попытку опровергнуть информацию украинских СМИ о том, что Кишинев договорился с Киевом по поводу поставок из Украины до 700 миллионов кубометров газа. Есть несколько факторов, показывающие хаотические и откровенно враждебные действия руководства Молдавии по отношению не только к Москве, но и к своему собственному государству.

Украина, сама остро нуждающаяся в дополнительных объёмах голубого топлива, также страдает от высоких цен на топливо, пошла на уступки соседней Молдавии под давлением заокеанских хозяев. Но и в этой ситуации Украина пытается выжать максимум прибыли из неприятной для себя ситуации. Киев готов поставлять невероятно дорогой газ соседям не только из Европы – товаром станет реэкспортированное голубое топливо, находящееся в местных подземных хранилищах. Оно и так дорогое – но в результате транзитных авантюр подорожает ещё на 30-40% после реверса и прокачки в газотранспортную систему Молдавии. Отрицая наличие сделки между Киевом и Кишиневом, Наталья Гаврилица ничего не говорила о кредите для республики в виде шестнадцати миллионов кубометров голубого топлива, которые уже поставлены и должны быть возвращены весной обратно. Процентами по кредиту в данном случае станет разница между осенней и новой ценой сырья в следующем году.

Для Кишинева ситуация более чем плачевная. Отказавшись от предложенной Россией на переговорах цены в $700, Кишиневу придётся платить $1500 за одну тысячу кубометров. Даже этот очевидный провал не является самым позорным в эпопее панического поиска Молдавией поставщиков сырья. Хуже всего то, что Молдавия вынуждена, будет покупать всё тот же российский газ – ни на Украине, ни в Европе другого голубого топлива уже почти не осталось – американский СПГ сбежал в Азию, Норвегия всё ещё поставляет слишком мало. И платить за это Молдавии придётся втридорога. Такую оплату можно назвать украинской или оплатой национальной независимой гордости. Именно поэтому премьер-министр Молдавии Наталия Гаврилица вяло отрицает сообщения украинских СМИ о достигнутом соглашении и его условиях, ссылаясь на желание защитить европейский либеральный рынок энергоносителей. В итоге все операции по закупке и поставках будут проходить тайно – разорение и без того нищего бюджета Молдавии станет огромным. Кубометры голубого топлива становятся золотыми.

Неожиданный успех «Северный поток-2». Вторая нитка газопровода пока находится в стадии сертификация. В первую нитку уже закачан технологический газ для проведения технического испытания трубопровода. Несмотря на всё это, Украина по-прежнему пытается остановить запуск «Северный поток-2». Все попытки Киева заблокировать или хотя бы отложить ввод газопровода в работу играют только на руку Газпрому. Уже сейчас, до ввода в эксплуатацию «Северный поток-2» уже начал приносить прибыль России. «Северный поток-2» согласно первоначальному плану должен был окупиться через пятнадцать лет – но за счёт сложившейся на рынке ситуации, произошло это гораздо быстрее.

Газпром вложил в строительство «Северный поток-2» пять миллиардов евро. Ещё пять миллиардов евро вложили европейские компании. Согласно инвестиционному плану возврат вложенных средств должен был произойти в течение пятнадцати лет. Газпром планировал продавать голубое топливо по двести евро за одну тысячу кубометров. Но на сегодня цена выросла уже за триста евро. Если умножить даже эти сто евро на общие объёмы поставок – получается внушительная сумма. Благодаря резкому скачку цен на природный газ «Северный поток-2» не просто окупился – начинает приносить прибыль.

Таким образом, попытки Украины ставить палки в колёса Газпрому не имеют никакого смысла. Российское голубое топливо в любом случае остаётся востребованным на европейском рынке. Потери от задержки запуска «Северный поток-2» нести буду только дружественные Украине страны Евросоюза. С точки зрения бизнеса «Северный поток-2» уже месяц или даже два приносит доходы. За счёт высоких цен на голубое топливо дополнительные доходы Газпрома сейчас исчисляются миллиардами долларов. В итоге Газпром сейчас перекрывает себе все те потери, которые были и в прошлом году из-за пандемии, и отбивает стоимость «Северный поток-2». То есть сам проект, даже не работающий, себя уже окупил. Дальше будет только получение прибыли. Украине нужно брать пример с Евросоюза и стараться выстраивать экономические связи с Россией, несмотря на некоторые политические разногласия. Пока ещё Киев лишь действует в ущерб себе – пытаясь насолить Газпрому.

27.10.2021 21:59


© 2021 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!