© 2017 311
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Падежные окончания существительных
Без букв и грамматик_ не учатся и математик_.
На хорошей лошадк_ – по дорожк_, а на худой – по сторонк_.
В работ_ железо не ржавеет. (Азербайджанская.)
Кошк_ – игрушк_, мышк_ – слёзк_.
На чужбин_ и собака тоскует.
В скромност_ – мудрость, в надменност_ – гибель.
Первое в жизн_ – честно служить отчизн_.
Лягушк_, сидящей на дне колодца, небо кажется не больше лужиц_.
В июл_ на дворе пусто, а в пол_ густо.
С миру по нитк_ – голому рубашк_.
Хорошо птичк_ в золотой клетке, но того лучше на зелёной ветк_.
Мышь в амбар_ не проголодается. (Абхазская.)
Знал дружка в радост_, не оставляй в горест_.
До поры до времен_ не сеют семен_.
Набирайся ума в учени_, храбрости – в сражени_.
Кто мечтает о побед_, тот не думает о смерт_.
Человек без вол_ подобен слепому в пол_.
Лучше пить воду в радост_, чем мёд в кручин_.
Суффиксы существительных
На послов_цу не обижаются.
Старинная послов_ца не мимо молвится.
Кузнеч_ку не остановить колеса повозки. (Корейская.)
Кусоч_к с коровий носоч_к.
Поговорка – цветоч_к, послов_ца – ягодка.
Выходя в путь, подбери попутч_ка. (Туркменская.)
Плохой барабан_ик всё валит на барабан.
Старый человек в семье – сокров_ще. (Китайская.)
Хлеб_шко – калачу дед_шка.
Окончания глаголов
И лютого зверя укроща_т любовью и терпением.
Ход_т дом ходуном на стебле золотом. (Загадка; колос.)
Один день год корм_т.
Когда слыш_шь гром, не спеши выливать воду.
Труд корм_т, а лень порт_т.
Чёрный конь скач_т в огонь. (Загадка; кочерга.)
Не бык, а бода_т, не ест, а хвата_т, что схват_т – отдаёт, сам в руки идёт. (Загадка; ухват.)
Кто гнев свой одолева_т, тот крепок быва_т.
Он в карман за словом не лез_т.
Кто ищ_т, тот всегда найдёт.
Мягко стел_т, да жёстко спать.
Сытый голодного не разуме_т.
Сила страх уменьша_т.
Овёс к лошади не ход_т.
Доброе дело пита_т и душу, и тело.
За добро добром и плат_т.
Всяк кулик своё болото хвал_т.
Дарёному коню в зубы не смотр_т.
Дураки о добыче спор_т, а умные её дел_т.
Рыбак рыбака вид_т издалека.
Лясы точ_т да людей мороч_т.
Ученье в счастье украша_т, а в несчастье утеша_т.
Правописание -тся – -ться в глаголах
Кто смерти не бои(т, ть)ся, того пуля сторони(т, ть)ся.
Не плюй в колодец – пригоди(т, ть)ся воды напи(т, ть)ся.
Не потруд(т, ть)ся – так и хлеба не роди(т, ть)ся.
Кто не увлекае(т, ть)ся сам, тот не сможет увлечь.
Не бойся работы, пусть она тебя сама бои(т, ть)ся.
Кто хочет от жизни толку доби(т, ть)ся, тот ничего не бои(т, ть)ся.
Кто умеет весели(т, ть)ся, того горе бои(т, ть)ся.
Не надо хвали(т, ть)ся, если не знаешь, как хлеб роди(т, ть)ся.
С умным разговори(т, ть)ся – что мёду напи(т, ть)ся.
Грамоте учи(т, ть)ся – всегда пригоди(т, ть)ся.
Источник: Подборнова Г. И. Игры. Шарады // Русский язык в школе и дома. – 2007. – № 7. – С. 30–31.
© 2017 311