СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гшуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мкртчян Карине Ахвердовна

Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Ключевые слова: гуманизм, воспитание, нормы, ценности.

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования гуманности в общении между детьми в современном динамичном обществе.

Современный мир характеризуется быстро меняющимися условиями жизни, и быстрой сменой ориентиров и ценностей общества. Такая ситуация осложняет нравственное становление детей и порождает внутренний конфликт личности, проблемы взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми. В таких условиях необходимо внедрить в образовательный процесс такую воспитательную работу, которая позволит сформировать личностные качества ребенка, а те в свою очередь, помогут осуществлять успешную деятельность на протяжении всего жизненного пути. В начальной школе дети начинают строить отношения с людьми. У них формируются такие понятия как: товарищество, ответственность, несправедливость, добро и зло, честь и т.д. В этом возрасте и происходит нравственное воспитание, и дети стремятся себя вести так, как этого требуют взрослые.

В процесс нравственного воспитания детей входит и формирование у детей представлений о нормах морали, которые позволяют регулировать свое поведение и отношения с другими людьми. Правильно построить и реализовать этот процесс в начальной школе является важнейшей задачей педагогов.

Чтобы осуществить процесс нравственного воспитания сначала необходимо сформировать у детей гуманистическое отношение к сверстникам, которое бы являлось основой поведения, соответствующего нормам и ценностям общества.

Именно младший школьный возраст является наиболее подходящим для развития гуманности, так как в этот период человек начинает утрачивать свои детские качества и становится способным контролировать и управлять своим поведением. В этом возрасте ребенок начинает осознавать этические нормы и правила, привычки и нравственные чувства, которые являются основой внутреннего контроля.

Для того чтобы сформировать гуманность у младших школьников необходимо включить детей в различные межличностные отношения, например, в поддержку сверстников или соучастие, если же ребенок равнодушен к различным ситуациям происходящих в классе, то педагог должен проанализировать причины, послужившие этому.

Чтобы наиболее эффективно научить детей гуманным отношениям, учителю необходимо проводить морально – этическое просвещение. Сюда может входить рассказы про ученых, про их деятельность, про их жизненные принципы, диалоги о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Все это будет стимулировать гуманное поведение среди учеников.

Гуманно- нравственная педагогика характеризуется целями, задачами и средствами, с помощью которых достигаются цели

Существуют несколько принципов гуманистического обучения в условиях развития современного общества:

  • уважение личности ученика и его достоинств, создание условий для благоприятной образовательной деятельности и жизни;
  • использование моделей гуманистических отношения при обучении и воспитании для усвоения норм и ценностей
  • развитие системы межличностного общения, которая бы основывалась на нормах и правилах гуманности;
  • создание таких условий, которые бы помогали детям свободно самовыражаться;

В школе дети всегда находятся в окружении свои сверстников, следовательно необходимо построить их жизнь так, чтобы их общение помогало им достигать свои личные цели и развивало в них доброжелательное отношение друг к другу.

Существует несколько способов, чтобы воспитать у детей начальной школы гуманные чувства, но самыми эффективными метода считаются методы формирования сознания, такие как рассказ, разъяснение, убеждение, внушение. А чтобы развить у младших школьников гуманное отношение друг к другу необходимы: этические и коммуникативные упражнения, требование, поручение. Но все эти методы не станут эффективными, если педагоги не будут стимулировать детей, например, с помощью похвалы, одобрения, предоставления режима доверия.

Для того чтобы выбрать необходимый метод нужно для начала выявить уровень проявления гуманистических отношений в коллективе у детей начальной школы.

Для этого можно использовать следующие методики: социометрия Дж. Морено, методика «Секрет» или же различные тесты.

Социометрия Дж. Морено

Этот метод используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников.

В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").

Методика "Секрет"

Инструкция: - Сегодня все ребята по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки. Здесь на столе лежат картинки, которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе. Ты хочешь подарить картинки ребятам вашего класса? Кому из ребят ты хочешь подарить? А еще кому? После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: "Есть в твоем классе ребята, которым тебе совсем не хочется дарить подарки? Почему? Как ты думаешь, кто из ребят тебе подарит картинку? Почему? А кто из ребят не захочет дарить? Почему?"

Ответы фиксируются в протоколе, по окончанию эксперимента подсчитывается результат.

Таким образом, используя рассмотренные диагностические методики, мы сможем определить уровень проявления гуманистических отношений в коллективе у младших школьников.

Список литературы

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителя.[текст]. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Здравый смысл. – 1997. – № 3. – С.64.
  3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.
  4. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество / Под ред. и с предисл. проф. В.А. Кувакина. Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество. – 2003. – 239 с.
18.03.2015 22:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!