СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я — зверь": не исключено, что эту фразу из детской берестяной грамоты мы поняли неправильно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мальчик Онфим, нечаянно потерявший свои берестяные "тетрадки", навсегда вошел во всемирную историю письма.

Его многочисленные школьные упражнения идут в обрамлении обаятельных рисунков: устав от монотонной работы по выцарапыванию букв, ребенок развлекал себя, рисуя берестяные комиксы — хороводы человечков с руками-грабельками (количество пальцев вариативное) и диковинный бестиарий с неопознанными животными.

Возле одного такого существа с хвостом-завитушкой и направленными в обратную сторону ступнями ног написано «я — зверь». Собственно, содержание этой надписи не вызывало вопросов почти семьдесят лет.

Так, например, описывает эту грамоту академик В.Л. Янин в книге "Я послал тебе бересту":

Он изобразил страшного зверя с торчащими ушами, с высунутым языком, похожим на еловую ветку или на оперение стрелы, с закрученным в спираль хвостом.' И чтобы замысел нашего художника не остался непонятым возможными ценителями, мальчик дал своему рисунку название: «Я звере» — «Я зверь». Наверное, у взрослых художников иногда остается что-то от неуверенных в себе мальчиков. Иначе зачем прекрасным мастерам, вырезавшим в XV веке великолепные матрицы для свинцовых государственных печатей Новгорода, рядом с изображением зверя писать «А се лютый зверь», а рядом с изображением орла — «Орел».

Однако даже и в таком мини-тексте может таиться подвох.

Не так уж тут все элементарно.

Есть, например, некоторые вопросы к логике этого маленького шедевра. Не слишком ли странный язык у зверя, может, все-таки это именно стрела?.

Мне вот почему-то вспоминается шутка из КВН "тебе никогда не приходило в голову копье?" Вот-вот. Именно мысль об оружии приходит в голову, а не о странном языке с кисточкой на конце.

Далее, «поклон от Онфима к Даниле» не слишком хорошо "монтируется" с последующим «я — зверь». То есть было бы логичнее, если бы Онфим определился, кто он — зверь или человек. Хотя бы в рамках этой конкретной берестяной грамоты.

Хотеть быть "зверем" в те времена не зазорно и даже модно: тотемизм еще не изжит. Вспомним, насколько легко персонажи "Слова о полку Игореве" превращаются в различных зверей и птиц.

Приведем для сравнения еще один автопортрет Онфима на этот раз в антропоморфном облике. Более того, не абы в каком, а героическом. Подписан рисунок просто "Онфим", а не "я Онфим"

Сложно как-то поверить, что автор изображает себя на одной картинке лихим всадником, повергающим врагов, а на другой - квадратоголовым жирафом с ногами, удобными разве что для отступления.

Но это все, конечно, ни к чему не обязывающие размышления. О вкусах не спорят.

А вот аргумент чуть серьезнее: местоимение "я" — это все-таки "аз", "яз".

Однако специалисты подтверждают, что и такое, "сокращенное" написание — возможно, хотя встречается реже стандартного.

Вот только «я» может быть еще формой глагола «яти» (схватить, поймать, ранить): некто поймал, «поял» зверя. И тогда фраза выходит абсолютно правильной, без натяжек и допущений. И легко встраивается в логику берестяной грамоты.

И вот перед нами уже другая история: Данила поймал зверя, и Онфим кланяется ему и прилагает иллюстрацию этого подвига. Вместо бессвязного текста и автопортрета с подписью мы получаем текст связный и проиллюстрированный.

Эта версия возникла только в 2017 году. И даже не столь важно, какая из них верна: здесь расклад 50% на 50%.

Любопытно, что в 2015 найдена берестяная грамота "я щеня" (без картинок), что склоняет опять-таки к классической трактовке сообщения Онфима. На грамоте были отверстия, очевидно, ее вешали на шею для игр.

Статья эта не о том, какой вариант "правильнее", а о том, что с древними текстами нужен глаз да глаз.

Самое просто слово может быть не тем, чем кажется, и через семь веков даже академику будет сложно понять детский лепет.

25.02.2022 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!