СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории "Культура Древней Руси IX–XII веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания

Цели урока:

Образовательные: На основе интеграции истории, литературы, изобразительного искусства, музыки познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры, подчеркнуть её место в мировой художественной культуре; определить уровень грамотности населения Древней Руси и значения литературы в жизни наших предков; сформировать у учащихся представление о древнерусском изобразительном каноне и особенностях архитектурного строительства в IX–XII веках.

Развивающие: Развитие умений конспектировать и работать с первоисточниками; развитие навыков классифицировать предметы культуры по указанным признакам; развитие навыков логического описания предметов материальной культуры и быта, художественных произведений, архитектурных сооружений; развитие навыков выдвижения версий и оценок наиболее значительных произведений искусства; работать с проблемными вопросами и тестами из ЕГЭ.

Воспитательные: Развитие мотивации чувства гордости культурой предков, любви к Родине, гражданственности; формирование национального самосознания и уважения к культурному наследию Отечества и окружающего мира.

Оборудование: см. Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение.

Звучит музыка: “Песнь Бояна” из оперы “Руслан и Людмила”.

А). Вводная беседа:

– Вы любите экскурсии?

– С какой целью вы их совершаете?

– Что такое экскурсия, на ваш взгляд?

– А что такое экскурсия, согласно словарю Ожегова?

Учитель: Сегодня мы с вами совершим образовательную экскурсию в Древнерусское государство IX-XII веков. Цель данного путешествия во времени – познакомиться с особенностями Древнерусской культуры. Мы узнаем откуда на Руси появился алфавит, почитаем древнерусские литературные произведения, пройдёмся по стольному Киев – граду и, вернувшись в наше время, проанализируем увиденное. (Одновременно учитель показывает на план урока, который записан так, чтобы в течении урока можно было вписать туда выводы на каждом этапе экскурсии.)

Сегодня мы будем путешествовать тремя группами, которые по ходу экскурсии будут записывать свои самые яркие наблюдения, впечатления в свои “Маршрутные листы”, выданные заранее.

Эпиграфом нашего путешествия станут слова русского летописца, автора “Слова о погибели Русской земли после смерти князя Ярослава”:

О, светло светлая и украсно украшенная, земля Русская !

Но прежде чем отправиться в наше путешествие, нужно купить билеты, то есть ответить на вопросы, написанные в билетах:

(Вызывается по 1 представителю от групп, которые и отвечают на вопросы)

Когда и на какой территории расселились восточные славяне? Когда у них появилось государство?

Какие князья, на ваш взгляд, оставили наиболее яркий след в истории Руси?

Что сделали русские князья для развития культуры?

Учитель: Ну что ж, билеты куплены, отправляться в путь. Не лишне напомнить правила поведения участников экскурсии. Правило первое – экспонаты руками не трогать. Правило второе – экскурсовода слушать внимательно. Правило третье – заполнять маршрутные листы.

Перед вами, на доске, представлен образец маршрутного листа нашей экскурсии. Во время путешествия вы, как истинные любители прекрасного, впишите характерные черты древнерусской культуры в маршрутных листах. Чтобы не забывать названий шедевров искусства, их тоже рекомендуется записывать.

Ну а в конце нашего путешествия мы ответим на вопросы (Проблемный вопрос):

Каковы особенности древнерусской культуры?

Каково место древнерусской культуры в мировой художественной культуре?

Сегодняшнюю экскурсию проведу я– Веселова Инна Владимировна, а помогать мне будут экскурсоводы – любители.

Ну что ж, в добрый путь! В Древнюю Русь!

Звучит музыка из оперы “Слово о полку Игоря”.

III. Изучение нового материала.

А) Объяснение учителя

1. Грамота и письменность.

Учитель: Начинаем знакомство с грамотностью и письмом русичей. Ещё до принятия на Руси христианства в 988 году, существовала письменность и азбука, состоявшая из 38 букв. Назывались азбуки – кириллица и глаголица. Но кто об этом сможет рассказать лучше современника?

Б)Костюмированная инсценировка

(Приложение 2)

В)Закрепление:

– Где, когда и как появилась русская азбука?

– Кто принес азбуку на Русь?

Г) Объяснение учителя:

Учитель: Мы с вами узнали, как появилась на Руси кириллица, или как её ласково звали русичи – абевегою, буквицей, ещё в IX веке. И принесли её, согласно сказителю, Кирилл и Мефодий.

(Учитель указывает на стенд с изображением братьем и образец азбуки.)

До наших дней дошли примеры дохристианской письменности:

(Учитель указывает на стенд №1)

943 год – надпись на горшке “ Гороухша”

надписи на стенах – граффити (надпись Владимира Мономаха на Софийском соборе и подписано его религиозным именем: “ Ох, тяжко мне. Василий.”

новгородские грамоты (уже найдено более 900 штук): “ От Микиты Улианиции. Пойди за меня.”; грамота – тетрадь мальчика Онфима

письменные договора с Византией в 911, 945, 971 годах.

Учитель: Христианизация Руси дала мощный толчок развитию грамотности. На Русь стали приезжать греческие грамотеи, переводчики – славяне (болгары, сербы). Появилось множество переводных церковных и светских книг, пользовавшихся большой популярностью. Например, (Учитель указывает на стенд № 1) “Александрия”, сочинение об Александре Македонском, “Девгениево деяние”, эпическая поэма о воине Дигенисе.

Грамоту русичи получали в школах, которые были открыты при церквях со времён Владимира Святого и Ярослава Мудрого, а позже появились школы и при монастырях. Ярослав Мудрый начал даже собирать библиотеку.

Грамотны были даже женщины. Сестра Владимира Мономаха – Янка – основала женский монастырь, а при нем – школу для девочек. Нередко встречаются и новгородские грамоты, написанные “слабым полом”.

Д) Закрепление. Работа по группам

(Приложение 3.)

Е) Объяснение учителя:

Продолжая наше путешествие, поговорим о

2. Литература Древней Руси.

(Приложение 4.)

Учитель: Думаю, что мы с вами не согласимся с В. Маяковским. И былины, и эпопеи, благодаря трепетному отношению наших предков к своей истории, дошли до наших дней. Современные учёные даже классифицировали их. Нам остаётся только вспомнить то, что знакомо с колыбели.

Литература Древней Руси делится на письменную и устное народное творчество (фольклор).

Ж) Вводная беседа: Вопросы группам:

Какие жанры фольклорных произведений вы знаете? Приведите пример. (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовые действия, т. е. хороводы, гадания)

Какие фольклорные жанры сейчас пользуются наибольшей популярностью? (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовые действия)

Давайте послушаем экскурсовода, который опишет нам стенд № 2.

З) Описание ученика-экскурсовода №1

(Ученик-экскурсовод описывает стенд №2).(Смотри Приложение 5).

И) Работа в группе с таблицей и обсуждение результатов работы.

Учитель: Но кроме фольклора существовала ещё и письменная литература. Обратимся к таблице, которая есть у вас на столах. Ответьте на вопросы (вопросы группам).

(Приложение 6).

Й) Описание ученика-экскурсовода №2

(Ученик-экскурсовод описывает стенд №1).( Приложение 7).

Давайте послушаем экскурсовода о “Повести временных лет”. (У стенда № 1).

К)Работа с таблицей и документом:

(Приложение 8)

Л) Описание ученика-экскурсовода №3. “Живая картина” – “Летописец за работой”.

(Ученик-экскурсовод описывает “Живую картину”). ( Приложение 9).

Учитель:Книга. Для нас с вами – это привычное слово. Что же это слово означало для человека IX–XII веков?

М) Закрепление:

Учитель (вопросы группам, они отвечают после минутного размышления, возможна дискуссия):

Вопросы группам:

Почему древнерусскую литературу мы не называем художественной, а только письменной?

Вам хорошо знакомо “Слово о полку Игореве”. Был ли прототип у главного героя “Слова.” и чем он прославился? Какова главная идея “Слова.”?

Можно ли на основе былин написать достоверную историческую работу? Почему?

Н) Выводы:

Так что же мы запишем в маршрутном листе?

Литература: устная (фольклор) и письменная

Пословицы, загадки, сказки, былины, хороводы, гадания

Нестор, Сильвестр и “Повесть временных лет”.

Литература – выразитель духовных и политических потребностей русского общества.

Н)Объяснение учителя и описание ученика –экскурсовода № 4,5.

Учитель: А теперь мы отправляемся в

3. Стольный Киев-град.

Перед нашим дальнейшим путешествием нам необходимо вспомнить об особенностях христианского искусства на Руси. Слово экскурсоводу.

(Приложение 10)

Учитель: Как же появился Киев – мать городов русских, как он выглядел до X века.? Слово экскурсоводу.

(Приложение 10)

Учитель: А теперь закройте глаза и перенеситесь на X веков назад. По пыльной дороге, пройдя несколько сот вёрст, мы с вами подходим к огромному городу. Окружает его земляной вал с бревенчатыми стенами, укреплён он земляными бастионами. В город ведут ворота, их несколько: Львовские, Лядские, но главные, встречающие дорогих гостей – Золотые.

(С помощью компьютера на экране показываем и объясняем архитектурные черты Золотых ворот)

Золотые ворота имели 3 пролёта, средний – выше и шире 2-х остальных. Венчает их надвратная церковь. Внизу же – помещение для стражи и княжеской казны. Ворота имели 2 функции: Оборонительная и представительская.

О)Актуализация имеющихся знаний, межпредметные связи. Беседа.

Вопросы группам:

Где ещё в средние века были выстроены Золотые ворота? С какой целью? (в Константинополе – символ силы Византии)

С какой целью в 1037 году Ярослав Мудрый построил Золотые ворота? (победа над печенегами, идея мощного и политически сильного государства)

(На экране – Золотые ворота Владимирские и надвратная церковь Троицы Киево – Печёрского монастыря)

Сравните Золотые ворота в Киеве и Золотые ворота Владимирские (1164), надвратную церковь Троицы Киево-Печёрского монастыря (1108). Какую роль они играли?

Учитель: Почти напротив других ворот – Западных или Лядских (Польских) – был построен Ярославом Мудрым главный собор Киева – Софийский.

(Репродукция на стенде №3)

Не даром первый русский митрополит сказал о нем: “Яко церкви дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется ко всем полунощим зеленем, от встока до запада.”

Вопросы группам:

Какие события предшествовали постройке собора? Когда он был построен и чему посвящён?

Какой собор послужил прототипом для строительства Киевской Софии?

Когда русичи впервые узнали о Константинопольской Софии, как она выглядела?

П) Объяснение учителя.

Учитель: Обратите внимание на особенности Киевского собора. (На экране – план собора.). Уважаемые экскурсанта, обратите внимание на план собора. Он – крестово-купольный, т. е. в основе собора – крест, вершина которого – алтарь, всегда обращённый на восток и отделённый от основной части церкви иконостасом, а основная часть церкви – неф и притвор (нартекс), место размещения прихожан.

Как и Византийский собор, в Киеве материалом для строительства был камень, а не дерево. Но и тут русские проявили смекалку! Храм построен из плинфы. Это кирпич, который ложился своеобразно: каждый 2 – ой ряд был утоплен и замазан розовой штукатуркой. Именно поэтому храм имел нежно розовый цвет.

Ещё одно русское нововведение – 13 куполов, что было символично – Иисус и 12 апостолов. Купола располагались ступенчато, по возрастанию, а главный купол – в центре – самый мощный.

Стены собора толстые, оконца – маленькие, декора на стенах нет. Все говорит о силе и красоте, о величии и строгости.

Р) Закрепление:

Задание группам:

Посмотрите на репродукцию в учебнике на с. 272.Вы видите репродукции Софийского собора в Новгороде, Дмитровского собора во Владимире и Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. Выделите общие и различные черты. Не менее трех.

Какие особенности древнерусской архитектуры вы можете выделить?

С) Объяснение учителя:

Учитель: Но были на Руси и однокупольные храмы, которые специально вписывались в окружающий пейзаж и украшались декором.

(Ученик-экскурсовод описывает стенд №3).( Приложение 11).

Учитель: А теперь давайте войдем в Софийский собор в Киеве.

(Звучит музыка церковных песнопений, на экране – внутреннее убранство собора).

В соборе – низкие потолки, т. к. построены хоры для князя и его семьи, поэтому возникает ощущение духоты и тесноты, давящей на человека. Несколько проходов – нефов. Пол выложен литыми плиточками – мозаикой. Под исполнение религиозной музыки ы проходим по центральному нефу и оказываемся под куполом. Это место залито светом из 12 купольных окон и под куполом парит Оранта.

Оранта – мозаика. В переводе с греческого “Оранта” – молящаяся. Она – заступница все бедных и сирот, которые приходят к ней с мольбою. Её поза восходит ещё к библейскому Моисею, который так молится Богу за израильтян. Эту мозаику киевляне называют “нерушимая стена”, т. к. она якобы защищала Киев от врагов.

Кроме мозаики в храме мы можем увидеть и фрески.

(На экране – фреска “Скоморохи” и “Семья Ярослава”).

Развита и иконопись. Сложилось 2 школы иконописцев: новгородская и ярославская. Новгородцев отличала ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли иконы:

(На стенде №3 и экране компьютера)

“Ангел Златые власа”, “Успение Богородицы”. Ярославская школа опиралась на традиционные христианские сюжеты, писали лики более мягкими, человечными. Например, “Ярославская Оранта”.

Т) Закрепление:

Вопрос группам:

Так что же мы с вами запишем в маршрутных листах, не выходя из Софийского собора?

Золотые ворота Киева и Новгорода.

Софийской собор в Киеве и Новгороде.

Крестово-купольный храм.

Мозаики (Оранта).

Фрески, иконы.

Певческое искусство.

У)Объяснение учителя. Репродукции на экране:

Учитель: Мы выходим из собора на ласковое Киевское солнышко. Обратите внимание на вершину киевской горы, где располагается “княжий городок” – резиденция князя. Чтобы добраться до него нам приходится пройти по улочкам среди зелёных, покрытых дёрном крыш низких и темных полуземлянок, в которых ютится простой люд. Мимо стройных силуэтов церквей. Мимо бревенчатых построек – причудливых хором и теремов знати.

И вот все постройки расступаются и мы выходим на “бабий торжок” – площадь, на которой стояли вывезенные Владимиром из Корсуни античные статуи: бронзовая квадрига – колесница, влекомая четвёркой лошадей, и мраморные статуи богинь, давшие, вероятно, название площади.

Ф) Оживление исторической ситуации (древнерусский рынок):

Приложение 12.

Х) Объяснение и беседа.

Учитель: Кроме глашатаев на рынке всегда были скоморохи и ряженные.

Вопрос группам: На каких народных инструментах играли скоморохи?

Учитель: Не обходились рынки без народных забав и игрищ, таких как борьба с медведем, кулачные бои, петушиные бои. Обязательны на рынках были и сказители фольклора.

Покупатели были не менее различны и по характеру (можно услышать и смех, и плач, и ругань), и по сословной принадлежности (мог пройти по рынку и князь со свитой, и ремесленник с семьёй, и нищий холоп), и по одежде (вспомните фрески из Софийского собора).

(На стенде №3 и экране украшения и монеты Руси)

Ц) Закрепление:

Так что же мы запишем в маршрутных листах?

(Развитая торговля, искусные украшения)

IV. Закрепление и применение полученных знаний.

1.Задания всем группам одинаковые.

Какие особенности Древнерусской культуры вы можете выделить?

полиэтничный характер культуры

синтетичность культуры, сильное влияние Византии

язычество трансформируется в культуру, но не исчезает

христианство – главный фактор развития культуры

Каково место Древнерусской культуры в мировой культуре?

Русская культура впитала западный образец, поэтому является равноправным членом мирового культурного сообщества.

2.Выполнение теста.

Приложение 13.

V. Заключение.

Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с гостеприимным Киевом и возвращаемся в XXI век, в Дальнегорск.

Вопросы группам:

Какие впечатления у вас возникли в ходе нашего путешествия?

Есть ли у вас потребность разобрать что-то из увиденного сегодня чуть-чуть внимательнее?

С какими чувствами вы уходите с экскурсии?

Учитель: Пращуры – герои скачут на богатырских конях по степи, бьются в сечах, пашет и бросают в землю семена, пируют, любят, спорят. И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без былин и сказок, без летописей и белокаменных храмов. Всё это сопровождает нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь !

Не уходящая Русь! Огромный мир, который следует рассматривать пристально, являет собой то зеркало, о котором старые философы говорили, что в него надо постоянно смотреться, дабы познать себя до конца.

Наше путешествие закончилось! Благодарю всех за участие в нем!

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Категория: История
02.06.2015 08:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!