СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Грамотная речь – главный показатель нашего интеллекта. С человеком, который грамотно и красиво говорит, приятно иметь дело; ему хочется доверять, его хочется слушать. Грамотная речь показывает так же уровень нашего культурного развития. Как же сформировать навыки грамотной русской речи у подрастающего поколения?
С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. Среди генсеков, ученых и даже писателей встречались люди косноязычные и пишущие с ошибками. С другой стороны, раньше граница проходила между общественными слоями, выделяя сообщество людей, считающих себя интеллигентными, образованными и начитанными, а теперь эта граница идет, разрезая семьи, уже внутри пресловутой прослойки с высшим образованием, чувством юмора и духовным богатством. Почему в последнее время все громче протест грамотного меньшинства? Отчего им так неуютно среди массы милых и благополучных людей, которым все звОнит и звОнит неведомый абонент? Даже не будем затрагивать вопрос о разрушении русского языка, он и не с такими напастями справлялся сам.
Образование по своей сущности - процесс. Процесс движения от целей к результату, процесс общения учителей, учащихся и родителей. Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции. Исследователи называют информативную, нормативную, познавательную функции, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.
Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.
Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знания нравственных основ поведения, примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.
Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, в вооружении учащихся приемами и средствами аргументации, доказательствами, с помощью, которых происходит понимание мыслей и идей друг друга, в координации тех знаний, которые школьники получают в общении с товарищами и из других источников.
Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, первичных коллективах, разного рода объединениях (кружках, клубах, секциях …), установление контактов между коллективами детей и взрослых.
Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и порицания.
Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.
Грамотность, на самом деле, есть знание исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии. Язык относится к признакам, определяющим нацию. Поэтому единство языка и его правил может считаться залогом единства нации и препятствием к ее расслоению и распаду. Когда некоторые начинают ратовать за упрощение правил грамматики и правописания, они ратуют за упрощение мышления. Понятно, что к таковым относятся люди, которые сами не могут освоить грамматику в силу лености и неспособности. Не следует идти у них на поводу. Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.
Все чаще и чаще можно услышать теперь, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения. От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Многие возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать». Но это не так!
Люди с хорошо поставленной, грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успехов в жизни больше. Человек, который умеет ясно выразить свою мысль - воспринимается обществом как более развитый интеллектуально, а значит и получает больше уважения. Сейчас такое большое внимание все уделяют интернету,
Если вам встречается новое слово, постарайтесь выяснить его происхождение или хотя бы значение. Если вы в своей речи будете употреблять новые слова, предварительно понимая, что они обозначают, то это позволит вам быстрее запоминать такие слова и пользоваться ими. Но не стоит
Очевидно, что мы живем в век информационных технологий и быстрого научно-технического прогресса. Конечно, все эти новшества буквально за несколько десятков лет значительно изменили в лучшую сторону условия нашей жизни, упростили и разнообразили ее. Однако в то же время стоит отметить и другую тенденцию: этот же самый прогресс стал причиной того, что в бешеном темпе своей жизни люди стали все меньше и меньше внимания обращать на правильность и красоту своей речи. Мы постепенно уходим от осознания того, насколько велик, красив и могуч наш родной русский язык.
Всегда приятно поговорить с культурным человеком, обладающим правильной, образной речью. А если это общение происходит на собеседовании при приеме на работу? Мы всегда неосознанно совершаем выбор, с кем дружить, с кем проводить время, и не последнюю роль в этом выборе играет грамотность. Два века назад было проще – дворяне говорили по-французски, остальные – кто как умеет. Сегодняшнее общество настолько жаждет роскоши человеческого общения, что за эту роскошь готово принимать любые эрзацы социальных сетей. А на этом поле, где произрастают чаты, форумы, твиттеры, блоги и рулящие комменты, уже невозможно закрыться от троллей и прелестной безграмотной школоты.
© 2016, Лопатина Ольга Михайловна 477