СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начинается изучение спряжения глагола - одной из самых трудных тем русского языка для четвероклассников. Можно начать традиционно: «Тема урока «Два спряжения глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний», но можно использовать методы и приемы технологии ТРИЗ для создания эмоционального настроя учащихся. Например, учитель говорит: «Загадан объект, который мы будем сегодня изучать на уроке русского языка. Угадайте его, задавая вопросы, на которые я могу отвечать «да» и «нет». Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.
Это «Да-нетка», самый распространённый приём, который можно применять с первых уроков первого класса. Педагог загадывает нечто (число, объект, понятие). Школьники пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно ученики «раскрывают» секрет задумки. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.
Объект угадан, это глагол.
Что дальше? Педагогика подсказывает, нужно повторить все изученное о глаголе, обобщить и систематизировать учебный материал, определить границы своих знаний по теме.
Для этого используется прием ТРИЗ технологии модель «Элемент – Имя признака – Значение признака». Ее целесообразно использовать для систематизации знаний на уроке, создания краткой характеристики изучаемого понятия и выявления границ знаний. Она помогает организовать деятельность по постановке проблемы. На уроках можно использовать такую модель.
Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это глагол. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы). Школьники составляют паспорт объекта:
Объект |
Имя признака |
Значение признака |
глагол |
Что такое глагол? |
Часть речи |
Обозначает |
Действие предмета |
|
Вопросы |
Что делает? |
|
Начальная форма |
Неопределенная форма |
|
Время |
Настоящее, прошедшее, будущее |
|
Лицо |
Первое, второе, третье |
|
Число |
Единственное, множественное |
После того, как знания школьников будут обобщены, выделены существенные признаки и составлена краткая характеристика части речи, наступает этап актуализации знаний. Привлечь внимание детей к новой орфограмме поможет работа с копилкой.
Ученики начинают собирать копилку «Глаголы» за несколько уроков до изучения темы. Слова пишутся маркером на карточках крупными печатными буквами, затем вывешиваются для всеобщего ознакомления и проверки на соответствие заданию. Школьники проверяют, все ли слова подходят к заданной теме или орфограмме.
Проводится исследование копилки и повторяются изученные орфограммы правописания глаголов. Целесообразно провести игровые тренинги: «Мои друзья», «Я беру тебя с собой», «Теремок», «Держи вора» или «Расселение».
Например, при проведении игры «Мои друзья» ведущий говорит: «Мои друзья все – у кого правописание -тся». Все четвероклассники, у кого такой признак встречается у глагола на карточке выходят к ведущему и аргументируют правильность выбора по характерным признакам орфограммы. Копилки дают хороший учебный результат. Задания на систематизацию слов помогают выделять характерные признаки орфограмм, подбирать проверочные слова, а это прямой путь к грамотному письму. Здесь ситуация «знает правило, но не применяет его при письме», исключается. Для тренинга «Расселение» класс делится на группы из 5 – 6 человек. У каждого задание «Расселите, а мы угадаем признак». Каждая группа объединяет глаголы своим способом. Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку сделано разбиение.
Глаголы «расселили» по изученным орфограммам. Но выявлена группа глаголов, которая не подходит под признаки изученных орфограмм. Органично начинается следующий этап урока - постановка задачи. Есть проблема – группа глаголов с безударным окончанием. Как писать? Как проверять?
Изучение новой темы начинается с организации наблюдения за изменением глагола по лицам и числам в группах. Результаты фиксируются на доске. Учащиеся приходят к выводу, что глаголы имеют 2 группы ударных окончаний. В учебнике находят правило, что называется спряжением.
На этапе первичного закрепления нового материала ученики получают задание – составить инструкцию «Как узнать спряжение глагола», используя модель: «Если…, то…», с указанием признаков орфограммы и признаков классификации. Если в ударном окончании глагола есть «Е», то это глагол 1 спряжения. Правильность составленного алгоритма проверяется в первичном закреплении изученного.
При подведении итогов урока учащиеся без особых затруднений делают вывод, о том, что такое спряжение глагола, как отличить первое спряжение от второго, какие буквы нужно писать в окончаниях глаголов.
Проведенная рефлексия предоставляет возможность школьнику понять, что было самым трудным на уроке? Над чем нужно ещё поработать? Что особенно понравилось и запомнилось? А эмоциональная рефлексия помогает учащимся осознать степень своего участия в уроке и своё эмоциональное состояние в конце урока.
Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к учению.
Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.
Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Использование данной методики позволяет оптимизировать взаимоотношения между семьёй и школой в целях реализации воспитательных задач общества.
Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.
Приложение 1.
Фрагмент урока «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных» (использование «да-нетки» для изучения новой темы и составление паспорта героя)
Цель: Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.
Развивать внимание, орфографическую зоркость.
Воспитание наблюдательности и усидчивости.
Оборудование: схемы-опоры, интерактивная доска.
Ход урока
Материал для начальных классов на тему Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
I Мотивационно-целевой.
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.
С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.
II Операционно-познавательный
Изучение нового материала
Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.
Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.
- Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных)
- Что вы о нем можете рассказать? (не имеет звука)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун».
- Кто же поставил на место хвастунишку?
- Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою.
Имя - Мягкий знак
Автор - Г. Сорокин
Прописка - Сказка
Где живет - в стране Грамматика
Кем служит «ь» - служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упражнения по заданию.
Закончите предложения:
Летом мы с мамой ходили в… Там мы увидели…Маму интересуют …А я люблю таких животных как…Они такие… Мы очень любим…!
Физкультминутка.
Работа по группам.
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам.
1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова.
2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова.
Чтение правила.
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми:
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения:
-Как превратить мел - в мелкое место? (мель)
- Угол - в топливо? (уголь)
- Шест - в число (шесть)
Сравните эти слова:
- Сколько в них букв? Звуков?
- Почему?
- Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа с упражнением.
Приложение 2.
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных» (использование «да-нетки» для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи?
- о наличии Ь на конце слова?
- о числе существительного?
- о роде существительного?
- о количестве слогов в слове?
- о лексическом значении предполагаемого слова?
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова (багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, мужской род, с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)
2. Стадия осмысления:
Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? (у глаголов, у существительных в единственном числе ж.р.)
А теперь откроем учебник и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих
Приложение 3.
Фрагмент урока «Число имен существительных» (составление копилки слов, имеющих форму только единственного или множественного числа)
1. Стадия вызова
Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет слова? (сущ.)
пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы
- На какие группы можно их разделить?
а) словарные/несловарные
Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)
б) слова в единственном числе и во множественном числе
2. Стадия осмысления
Запишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных – устно проверить
- Что заметили? (у слов во мн. числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (род и число имен существительных)
Интересно, а всегда ли можно это сделать? – это и будет проблемой нашего урока
Пример задания 1 – комментирование у доски по образцу:
ветер (ед.ч.) – м.р., листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)
Задание 2 – работа в парах.
дерево – деревья, птица – птицы, мед - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог – пироги
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)
Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку)
Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад)
Задание 3 – работа в парах
прятки - ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки - ?, сапоги – сапог, брюки - ?, ножи – нож
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа)
Есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку).
Есть ли среди слов на доске такое слово? (ножницы, часы)
- Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)
Копилка «Число имен существительных»
Единственное число Множественное число
Молоко Ножницы
Шоколад Часы
Мед Сливки
Доброта Брюки
Приложение 4.
Фрагмент урока «Слово и его значение»
На первых уроках по изучению раздела «Слово и его значение» (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.
© 2017, Кубышкина Лариса Каратаевна 1333