Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ

Главной особенностью для детей с ОВЗ является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. По определению Ивана Павловича Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения фгос : общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативное компетентности. Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы: Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие. 2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие. 3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие. 4. Уроки-путешествия. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка. 6. Интегрированные уроки. Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад. Например на уроках русского языка - словарная работа. Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение. «Узнать предмет по описанию». Учитель дает описание, дети называют предмет — словарное слово, записывают его. «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов — словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант — молчанку… Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов. Для развития интереса к рокам письма и развития речи предлагаю учащимся творческие задания, которые могут выражаться в: записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки — викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания. На уроках математики для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Игры на обучении грамоте: Где спрятался звук?, Кто больше запомнит слов?, Доскажи словечко, Угадай слово, Слоговой аукцион, Слово рассыпалось, Слоговое лото и др. Математика: Заселяем домики, Угадай число, Называй-не зевай, Эстафета, Составь фигуру, Составь поезд, Молчанка, Лото, Сосчитай-ка, Найди пару и др. Окружающий мир: Узнай лист, Что за дерево?, Чьи семена потеряны?, Распредели животных по группам, Кто в группе лишний?, Зажигаем фонарики, Собери пословицу и др. Игровые приёмы на уроках не только активизируют учащихся, но и меняют стиль общения учителя и ребёнка. Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

03.12.2017 15:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей