СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование онлайн и других информационных систем в преподавании предметов языкового цикла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Цели работы МО учителей русской и иностранной филологии по данной теме:

    Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского и английского языка и литературы.     Предложить вариант методики использования информационно-коммуникационных технологий.    Использование в учебном процессе информационных технологий на уроках  – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках.      Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе. Учителя МО работают в специально оборудованных кабинетах, где созданы оптимальные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, использования технических средств обучения.    Мудрые говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел     обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;     создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;     использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;     применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);     осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;     организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;     самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний. 

Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.     Раньше мы использовали информационные технологии в своей педагогической деятельности для:     планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);     обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel). 

В последнее время использование информационных технологий при обучении  значительно расширилось.     Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, в своей работе используем:          компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций (8 – 11 класс);     электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (9-11 класс);     справочные ресурсы Интернета: сайты электронных библиотек, сайты энциклопедических изданий, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);     проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (8-11 класс).     Используя информационные технологий на своих уроках, мы осознали, что таким образом решаем не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.         Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, стали постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ: 1) Интерактивные проверочные работы. Пртал http://gramota.ru. Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы, олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы.

Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы).

2) Источник информации. Ученики рисовали фразеологизмы. Мы их отсканировали, а ученики восьмого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя рисунки, найденные в сети. Этот конкурс назывался «Угадай, что означает данный фразеологизм?».

3) Создание презентаций.     В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.      Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:     усвоить базовые знания по предмету;     систематизировать усвоенные знания;     сформировать навыки самоконтроля;     сформировать мотивацию к учению;     оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.  Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока. В нашей методической копилке имеются презентации по литературе: «Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Футуризм», «Капитанская дочка» и другие.     Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Синтаксис и пунктуация» и другие.

4. Применение технологии «Распределённый учебный процесс».    Данная технология позволяет включать в учебный процесс домашние компьютеры учеников. Учебные и дидактические материалы к урокам, электронные учебники передаются ученикам для работы дома. В качестве учебных и дидактических материалов выступают: электронные учебники; инструментарий по разделу (тема); банк данных интернет-ресурсов; дополнительная информация к разделу в учебнике; опережающие задания для изучения раздела (темы).       Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.      Готовые электронные обучающие программы, Интернет-ресурсы, используемые на уроках русского языка, представляют собой альтернативу традиционным учебным пособиям. Такие программы состоят из теоретических и практических частей и системы контроля. Появляется возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме.

Учебные компьютерные программы помогают решить ряд проблем:     повысить интерес учащихся к предмету;     повысить успеваемость и качество знаний учащихся;     сэкономить время на опрос учащихся;     дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях. 5. Метод проектов.      Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор.      Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов:     Постановка проблемной ситуации и формирование группы.     Сбор и обработка материала.     Презентация проекта.     Обсуждение результатов. Так, в 10 классе группа учащихся работала над проектом «И.А.Гончаров. Жизнь и творчество». Результаты работы были представлены в виде презентации. Результатами проектной деятельности по орфографии стали презентации «Орфография», «Односоставные предложения».  Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении решается важная задача: сделать урок интересным. 6. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. В последние годы на нашем рынке и в школах появилось множество программных продуктов на лазерных дисках по многим школьным дисциплинам. Несмотря на это дисков по русскому языку и литературе мало. Они больше подходят для индивидуального применения дома учениками старших классов. В классе на уроке их применить очень сложно.

Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», обучающая программа –тренажёр «Фраза», «Семейный наставник» и другие. На уроке их можно использовать в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению учителя, урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала. Мини-тесты позволяют лучше усвоить материал и проверить на уроке восприятие нового материала. 

Подведем итог. Что дает нам использование информационно-коммуникационных технологий? экономию времени на уроке;     глубину погружения в материал;     повышенную мотивацию обучения;     интегративный подход в обучении;     возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.        Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.

Категория: Русский язык
14.01.2015 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!