СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных информационных технологий в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательном процессе. В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Суждение «мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных технологий. Педагоги должны уметь выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования школы. Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве потребителя, пользователя, а с другой — создателя информационных технологий, которые, в последствии, используются в самых различных сферах. Это обеспечивает практическую реализацию концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации — это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства. Прежде всего, необходимо понять сущность понятия «информационные технологии». Говоря об этом понятии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же — конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [1, с. 39]. Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке учащихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества» [4, с. 57]. Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

В данной классификации происходит пересечение отдельных технологий. Рассмотрим более подробно каждую из них. Компьютерное программированное обучение — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ. Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых. Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому и, по существу, пересекается с выше названными. Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, но на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Реализация любой ИТО происходит в рамках информационной образовательной среды. Следовательно, и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду — распределенную информационную образовательную систему [6, с. 105]. Для реализации педагогического процесса необходимо использование средств информационных технологий, которое направлено на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности обучаемого, его познавательных процессов, личностных качеств, развитие интеллекта [1, с. 81]. Необходимо продумать создание с помощью компьютера таких условий, при которых учащийся захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668. — URL https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 23.03.2020).

Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668. — URL https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 23.03.2020).

Категория: Прочее
23.03.2020 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!