СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Всем здравствуйте! Я Марина Елена Юрьевна, учитель Музыки, руководитель творческого объединения фольклорный ансамбль «Росынька», хочу поделиться своим опытом работы в области воспитания школьников средствами игрового фольклора.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании младших школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Считаю, что на современном этапе главная задача музыкального воспитания детей средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего школьного возраста, когда закладываются, формируется, и развиваются способности, умения и навыки ребёнка.
Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, а многие дети просто лишены возможности посещать дошкольные заведения. Это и послужило созданию моей программы для младших школьников: « Развитие музыкальных, физических, творческих, умственных способностей ребёнка средствами детского песенно-игрового фольклора».
По данной программе работаю второй год, и вижу на практике результат своей деятельности.
Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети непросто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они и участники, и постановщики игр.
Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Игра может нести в себе различную функциональную нагрузку:
— познавательную;
— физического развития личности;
— импровизационно-творческую;
— организационно-деятельную.
Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику,
чувство ритма.
Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт), или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку.
Для анализа результатов проведенных занятий мною были выделены критерии оценки музыкальных способностей воспитанников:
На сегодняшний день мои воспитанники показывают достаточно высокий уровень критерия оценки. Надеюсь на то, что они с большим удовольствием приобщаются к истокам русской народной культуры, формируют свои творческие и нравственные принципы.
В этом году продолжала работать по программе разработанной мной для младших школьников: « Развитие музыкальных, физических, творческих, умственных способностей ребёнка средствами детского песенно-игрового фольклора». По данной программе работаю второй год, и вижу на практике результат своей деятельности. Также не забываю о практической творческой деятельности, концертная группа фольклорного ансамбля довольно успешно осваивает предложенный материал: постановка праздничных обрядов «Рождество», «Масленица», «Троицкий хоровод». Удачный сольный проект Кротчик Ксении возможно мотивирует меня на разработку программы «сольное пение».
© 2021, Марина Елена Юрьевна 145