СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из педагогического опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем здравствуйте! Я Марина Елена Юрьевна, учитель Музыки, руководитель творческого объединения фольклорный ансамбль «Росынька», хочу поделиться своим опытом работы в области воспитания школьников средствами игрового фольклора.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании младших школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Считаю, что на современном этапе главная задача музыкального воспитания детей средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего школьного возраста, когда закладываются, формируется, и развиваются способности, умения и навыки ребёнка.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, а многие дети просто лишены возможности посещать дошкольные заведения. Это и послужило созданию моей программы для младших школьников: « Развитие музыкальных, физических, творческих, умственных способностей ребёнка средствами детского песенно-игрового фольклора».

По данной программе работаю второй год, и вижу на практике результат своей деятельности.

Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельнос­ти - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного ис­кусства, труда.

Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При­чем сказки и песни дети непросто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они и участники, и постановщики игр.

Игра со­ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы­кальные образы, приобретает умения и навы­ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са­мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Игра может нести в се­бе различную функциональную нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развива­ют ребенка физически, укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику,

чувство ритма.

Игровые фор­мы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, простор­ных классов (без парт), или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказ­ки, «плясать» песни, «плести веночки», «во­дить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку.

Для анализа результатов проведенных занятий мною были выделены критерии оценки музыкальных способностей воспитанников:

  • Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.
  • Музыкальная память – запоминание музыкального материала, а также узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти, умение им пользоваться.
  • Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характерного или иного образа.
  • Творческие навыки – интерес к музыкально-творческой деятельности, наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

На сегодняшний день мои воспитанники показывают достаточно высокий уровень критерия оценки. Надеюсь на то, что они с большим удовольствием приобщаются к истокам русской народной культуры, формируют свои творческие и нравственные принципы.

В этом году продолжала работать по программе разработанной мной для младших школьников: « Развитие музыкальных, физических, творческих, умственных способностей ребёнка средствами детского песенно-игрового фольклора». По данной программе работаю второй год, и вижу на практике результат своей деятельности. Также не забываю о практической творческой деятельности, концертная группа фольклорного ансамбля довольно успешно осваивает предложенный материал: постановка праздничных обрядов «Рождество», «Масленица», «Троицкий хоровод». Удачный сольный проект Кротчик Ксении возможно мотивирует меня на разработку программы «сольное пение».

Категория: Музыка
19.07.2021 15:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!