СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как правильно использовать ограничения в воспитании ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Фундамент: безусловные ограничения

В этом списке те ограничения, от которых зависит жизнь ребенка. Нельзя играть на проезжей части или на подоконнике высокого этажа, нельзя выливать воду в работающие электроприборы, нельзя засовывать разные предметы в розетки, грызть провода. Нельзя самостоятельно пить любые таблетки, даже если это привычные детские витамины. Нельзя уходить одному в лес, дразнить собак, играть с бензопилой, дергать лошадку за хвост и так далее. В зависимости от места жительства и особенностей быта список ограничений будет отличаться, но общим будет одно — обеспечение безопасности малыша. Чтобы подчеркнуть серьёзность этого правила, следует добавлять слово «опасно». Очень важно объяснить ребенку, в чем опасность этих действий, почему ограничения именно такие, а также согласовать их список с другими взрослыми, ухаживающими за ребенком. Последовательность, настойчивость, серьезное отношение постепенно доведут следование этим правилам до автоматизма.

2. Первый уровень сложности: оценка ситуации

Некоторые действия могут быть безопасны для исполнителя, но опасны для окружающих. Например, запрет кидать камни в людей понятен, но эти же камни прекрасно можно кидать в речку. На примере таких ограничений ребенок учится оценивать ситуацию, анализировать последствия своих действий. Поэтому очень важно объяснить, при каких обстоятельствах малыш может совершать такие поступки, а при каких — нет. Если ребенок нарушает правило, спокойно останавливайте его и уточняйте, почему он это сделал. Не спешите ругать, дайте малышу сформулировать свои мысли, еще раз обсудите, почему в данном случае этот поступок нельзя было совершать. В разговоре используйте технику переноса: например, предложите ребенку описать, что чувствует человек, которому насыпали песок в глаза. Умение поставить себя на место другого человека, понять его эмоции и мысли — важнейший навык в развитии личности ребенка.

3. Второй уровень сложности: борьба с любопытством

Все дети хотят узнать, откуда играет музыка из детского синтезатора, что внутри мяча и из чего сделан диван. Это нормально, так малыш познает мир. Умение контролировать свое любопытство придет позже, годам к пяти-шести, когда психика ребенка дозреет до формирования волевых комплексов. Поэтому желательно не искушать ребенка. Прячьте хрупкие и ценные предметы в запирающиеся шкафы, закрепите понадежнее бытовую технику и наберитесь терпения. Здоровый энергичный ребенок наверняка найдет способ что-то сломать, раскрутить, нарезать на кусочки или хотя бы разрисовать. Разумеется, малышу следует показать свое огорчение и недовольство, но очень важно не перегнуть палку. Ребенок должен четко чувствовать, что это нарушение намного менее важное, чем запреты предыдущих двух уровней. В конце концов заменить утопленный в борще айфон намного проще, чем лечить выпавшего из окна ребенка.

4. Запрет на дружбу. А надо ли?

«Не дружи с Васей, я тебе запрещаю!» – увы, подобные фразы нередко слышат дети разного возраста. И чаще всего за ними прячется неготовность взрослого вникать во взаимоотношения между детьми, прикладывать усилия для их коррекции. Очень жаль, ведь детская психика очень пластична, а постоянно меняющиеся ситуации дают массу возможностей отработать желаемое поведение, научить отстаивать свое мнение, развить эмоциональный интеллект и умение общаться. В зрелом возрасте исправить мешающие шаблоны поведения будет значительно сложнее. При необходимости можно обратиться к детскому психологу, который поможет решить конфликт в детском коллективе.

18.11.2016 20:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!