СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками» – модульный курс педагогического университета «Первое сентября».

Кинотерапия – одна из самых действенных психолого-педагогических техник, которую можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми. Автор курса, Кочарова Минара Владимировна, познакомит вас с возможностями использования метода совместного просмотра фильмов в решение различных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки. Из материалов курса можно узнаете, как выбрать фильмы для просмотра со зрителями разного возраста, на какие критерии при этом следует ориентироваться, как организовать их совместный просмотр и последующее обсуждение. На примере нескольких художественных и мультипликационных фильмов вы познакомитесь с воспитательными возможностями метода кинотерапии.

Познакомимся с отрывком из материалов курса:

«Кинотерапия – это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью обученного взрослого. Он позволяет увидеть зрителям свою проблему со стороны, взглянуть ей в глаза и понять её. Если рассматривать этот метод как универсальный инструмент самоисследования, то трудно переоценить его значение в работе педагога или школьного психолога с современными школьниками. Он содействует формированию у ребёнка таких важных качеств, как эмоциональность, коммуникабельность, независимость суждений.

Да и сама по себе культура потребления кино- и телепродукции школьниками в настоящий момент может и должна стать объектом работы специалистов.

Кинотерапия – отличный способ улучшить взаимопонимание и создать общую лексику, общее семантическое пространство между взрослыми и детьми, педагогами, психологами и учащимися. Совместные переживания и открытость учителя, психолога, ведущего занятия взрослого создают предпосылки для раскрытия личности школьника. Кроме того, дети осваивают новые жизненные подходы и полезные приёмы по ходу увлекательной работы.

Просмотр кино обладает терапевтическим эффектом в той степени, в какой человек оказывается готов сопереживать увиденному и осознавать свои эмоции.

Часто фильм позволяет человеку пережить то, что по тем или иным причинам было у него под запретом или «спрятано» от самого себя. Разные люди могут плакать в различные моменты при просмотре одного и того же фильма, потому что по-настоящему хорошее кино «многослойно» и адресовано разнообразным типам чувственного опыта.

Сам процесс терапевтического просмотра фильма предполагает сосредоточённость зрителя на себе, своих чувствах, ощущениях, мыслях.

Кино и книги могут указывать на стереотипы и предрассудки во взаимоотношениях людей. Кино может сделать человека ещё более зависимым от чужого мнения, а может и освободить от предрассудков.

Кино помогает найти новый вариант решения проблемы, если человек сможет правильно сформулировать её и смотрит фильм целенаправленно.

Список фильмов, которые могут быть использованы

для организации воспитательной работы с подростками

«Класс коррекции», режиссёр И. Твердовский, 2014 г.

Психологические темы: первая любовь, жестокость окружающего мира, люди с особенностями.

«Ученик», режиссёр К. Серебренников, 2016 г.

Психологические темы: взросление, сектантство, жестокость, одержимость, отношения ученик–учитель.

«Шёпот сердца», режиссёр Х. Миядзаки, 1995 г.

Психологические темы: взросление, переходный возраст, первая любовь, подростковый кризис, отношения с родителями, поиск себя и поиск человека, в котором будешь отражаться. Фильм этот рекомендуется смотреть и родителям подростков. Не всегда советы психолога или книга о психологии подростка расскажут вам о вашем ребенке так хорошо, как сделает эта история.

«Курьер», режиссёр К. Шахназаров, 1986 г.

Психологические темы: возрастные кризисы – юношеский кризис главного героя, становление личности, отделение от родительской семьи, первая любовь, кризис среднего возраста и развод родителей.

«Вундеркинды», режиссёр Кертис Хэнсон, 2000 г.

Психологические темы: творческий кризис, поиск любви, секреты вдохновения, интуиция, дружба, нестандартные решения, провокация как стиль общения, отношения учителя и ученика.

«Шагающий замок Хоула», режиссёр Х. Миядзаки, 2004 г.

Психологические темы: путешествие в дальние страны становится путешествием к себе. Потеря привычной опоры в жизни, отделение от родительской семьи – часто именно эта дорога ведёт к настоящему пониманию себя в подростковом и юношеском возрасте. Взросление, подростковый кризис, отношения со старшими, приобретение нового жизненного опыта.

«Король говорит!», режиссёр: Том Хупер, 2010 г.

Психологические темы: преодоление страха «сцены», приобретение ораторских навыков, роль учителя в жизни ученика.

«Хорошие дети не плачут», режиссёр Дэннис Ботс, 2012 г.

Психологические темы: онкологическое заболевание, стремление к жизни, любовь и дружба, психологическое состояние тяжелобольного человека и членов его семьи.

«Хорошо быть тихоней», режиссёр Стивен Чбоски, 2012 г.

Психологические темы: кризис подросткового возраста.

«Социальная сеть», режиссёр Дэвид Финчер, 2010 г.

Психологические темы: самореализация личности, поиск места применения таланта.

«Изгой», режиссёр Роберт Зимекис, 2000 г.

Психологические темы: одиночество, преодоление, личность, измена, «выход есть всегда».

«Форрест Гамп», режиссёр Роберт Зимекис, 1994 г.

Психологические темы: личность, больная психика – здоровая личность, зависимость.

«Легенда №17», режиссёр Н. Лебедев, 2013 г.

Психологические темы: самореализация, путь к успеху, любовь к женщине и любовь к спорту, дружба, становление великого спортсмена (В. Харламова).

«Пока не сыграл в ящик», режиссёр Роб Райнер, 2008 г.

Психологические темы: самореализация, онкологическое заболевание, стремление к жизни, список желаний».

Источник: Кочарова Минара Владимировна. Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками. – Педагогический университет «Первое сентября», 2016.

Кадры из фильма «Курьер»

Категория: Всем учителям
13.12.2016 20:54


© 2016 3324

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!