СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почти каждый учитель одновременно является и классным руководителем. Но объем работы классного руководителя стал настолько большим, что у учителя-предметника на все просто не хватает времени. Мне кажется, что эта работа должна перестать быть нагрузкой. Школе необходимы освобожденные классные руководители.
В должностные обязанности классного руководителя входит масса всего. В начале каждого учебного года он должен составить план воспитательной работы, в который входят не только тематические классные часы, но и индивидуальная работа с детьми, социальный паспорт класса, внеурочная занятость ребенка. В соответствии с ФГОС педагоги должны отслеживать индивидуальные траектории развития каждого ученика, анализировать и учитывать в работе рекомендации школьного психолога, проводить диагностику развития классного коллектива. Классный руководитель обязан знать группы здоровья своих воспитанников и ставить в известность об этом учителя физической культуры, учитывать это при распределении обязанностей в классе, организации питания, субботников, дежурства.
Классный руководитель должен быть в курсе всех аспектов жизни каждого ребенка и его семьи, знать их интересы и увлечения, наблюдать за особенностями поведения. Воспитательная работа – это сложная система. Она не состоит только из массовых мероприятий, хотя и без них никуда. Педагогу необходимо вести индивидуальную работу с учениками, помогать в учебе, давать советы, разговаривать по душам.
Классный руководитель обязан обеспечить всех ребят учебниками в начале учебного года, организовывать питание в столовой, вести табель питания. Ежедневно необходимо отмечать пропуски, а если ребенка нет, тут же связываться с родителями, чтобы узнать, по какой причине он пропустил занятия. Еженедельно требуется собирать дневники на проверку, выставлять отметки.
Классный руководитель проводит родительские собрания как минимум один раз в четверть, посещает семьи: благополучные - изредка, неблагополучные - регулярно. Родительское собрание – это не просто сборище пап и мам. У каждого собрания должна быть актуальная тематика, педагог обязан проводить разъяснительную, а порой и воспитательную работу с самими родителями, улаживать конфликтные ситуации между родителями и педагогами.
Классный руководитель должен быть в курсе успеваемости воспитанников, следить за их оценками, мотивировать к учебе. Он контролирует и внешний вид учащихся, и их поведение на уроках, и даже режим дня.
Я не буду перечислять здесь всего, что входит в обязанности классного руководителя. По сути, он на время нахождения ребенка в школе заменяет ему родителей.
А теперь подумайте, как может учитель, который ведет по шесть уроков в день качественно справляться со всеми этими обязанностями, если у него, как у предметника, масса своих. Бывает, ведешь урок, а к тебе прибегает дежурный и говорит, что ученику из твоего класса стало плохо, а медсестры нет на месте. Что делать? Приходится на свой страх и риск оставлять класс и бежать оказывать первую медицинскую помощь больному, вызывать скорую или звонить родителям.
После уроков, когда уже нет сил, приходится оставаться, чтобы провести классный час или репетицию к мероприятию. В вечернее время бросаешь все домашние дела, подготовку к завтрашним урокам и идешь в школу, когда проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания. Вечером выходного дня раз в год точно приходится идти в родительский патруль, а раз в четверть – навещать семьи (в позднее время, своим ходом, оплачивая из своего кармана транспортные расходы).
Разве возможно учителю, который ведет уроки, готовится к ним, проверяет тетради, занимается самообразованием, посещает курсы повышения квалификации, добросовестно выполнять все должностные обязанности классного руководителя? Конечно, нет. Это невозможно ни физически, ни морально.
Сейчас много говорят об усилении воспитательной работы в школах. Я думаю, это может быть возможно только при условии, что в учебных заведениях появятся освобожденные классные руководители: в идеале – у каждого класса свой, в эконом-варианте – хотя бы один на параллель. Но у нас пока вариант суперэкномный, и классное руководство не более, чем нагрузка.
© 2019, лаптева надежда михайловна 168