СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема самообразования: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Актуальность создания социально-психологической среды для воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально-зрелых, свободных личностях. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые может усваивать в виде представлений ребенок с ОВЗ, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.
Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки с ОВЗ должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Цель:
Задачи:
Работа проводиться в три этапа:
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность продолжила осуществлять по трем направлениям:
На первом этапе своей работы изучена новая научно – методическая литература, нормативные документы. Пересмотрен план работы, подготовлен практический материал.
При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Нужно учитывать то, что ребенок с ОВЗ руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей работе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:
Работа с детьми:
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:
Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл, включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Провожу беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.
Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций), предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:., если бы я поймал золотую рыбку:., если бы я вдруг превратился в:.; отгадывание загадок.
При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Работа с родителями.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась более эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Мной создаются папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовлены буклеты и памятки, консультации на темы:
Работа с педагогами.
Была подготовлена консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях школы и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права». Цель: повышение правовой культуры педагогов.
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, начинают усваивать оценки поступков, которые дают взрослые и сами стараются правильно оценивать их и правильно поступать.
Вывод:
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка, с использованием разработанных и представленных в работе материалов.
Перспективу дальнейшей работы я вижу:
© 2019, Арнаутова Елена Витальевна 533