СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенда русского балета - Галина Уланова!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финальная сцена балета гениального композитора Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Гаснут софиты. Зал аплодирует стоя.

За кулисами юная и талантливая балерина Галина Уланова и подающий большие надежды Константин Сергеев – исполнители главных партий. Эмоции зашкаливают от триумфа.

В январе 1910 года, в семье, напрямую связанной с миром искусства родилась девочка, которой суждено было стать великой балериной.

Мать будущей артистки, Мария Романова была известным педагогом в Ленинградском хореографическом училище, а ее отец Сергей Уланов работал в Мариинском театре — в одном из самых знаменитых музыкальных театров оперы и балета России.

Несмотря на то, что будущий род деятельности был определен, девочка долгое время не проявляла интереса к балетному искусству.

С детства Уланова оставалась безучастной к тому, что нравилось обычным девчонкам: игры в куклы и мягкие игрушки, но с неподдельным удовольствием она лазала по деревьям и играла с мальчишками в прятки.

Для Гали беззаботное детство закончилось лет в девять, когда ее приняли в Петроградское хореографическое училище, где первым преподавателем танцев была ее собственная мать.

Занятия и репетиции оставляли много часов и сил в балетном зале, поэтому на то, чтобы просто быть ребенком времени вовсе не оставалось.

В восемнадцатилетнем возрасте Галина Уланова становится полноценным артистом труппы Мариинского театра.

Педагогом, который занимался с ней в конце 1920-х годов, стала именитая к тому времени артистка балета Агриппина Яковлевна Ваганова.

Именно под ее контролем и с ее помощью Уланова сформировалась как балерина и впоследствии, стала образцовой артисткой, которой доверяли главные партии.

Галина Уланова в «Ромео и Джульетте»

-

Больше десяти лет Галина Уланова служила искусству в Ленинградском театре оперы и балета.

Дело всей жизни родителей пришлось ей по душе. Она любила театр и была очень привязана к своему родному городу.

Но в 1944 году правительство вынудило ее сменить и то, и другое. Уланову долгое время приглашали стать ведущей балериной главного столичного театра, в середине сороковых приглашение обратилось категорическим условием: либо продолжение карьеры в Большом, либо ее окончание…

Выступая на сцене Большого театра, Галина Уланова совершенствовалась с каждым днем.

Она научилась безупречно владеть своим телом, четко выводя линии каждого своего движения. Держалась строго и величественно, мастерски исполняя ведущие партии в легендарных постановках известных композиторов и режиссеров.

Нежная Одетта в «Лебедином озере» П.И. Чайковского, романтичная Джульетта в «Ромео и Джульетта», мечтательная Золушка в одноименном произведении С. С. Прокофьева, влюбленная и обманутая Жизель в «Жизель, или Виллисы» А. Адана – это все Она.

Галина Уланова. «Жизель» -

В середине пятидесятых известность советской балерины выходит за пределы Советского союза.

Галина Уланова покоряет зрителей Австрии и Англии.

В 1959 г. Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду.

А спустя несколько лет она объявляет об окончании своей карьеры в качестве артистки балетной труппы.

Имея бесчисленное количество наград, она продолжает свою деятельность в роли балетмейстера и педагога.

Майя Плисецкая, Николай Фадеечев и Галина Уланова ----------------

Надо отметить, что Галина Уланова была потрясающе красивой женщиной, до последних дней держала себя в отличной физической форме и имела безукоризненный вкус.

Первостепенно она привлекала своих почитателей загадочностью, внутренним огоньком, своей отдачей которую она вкладывала в каждую из ролей.

Эта хрупкая и нежная женщина создала вокруг себя чудесный мир, но, увы, не один из ее трех браков не подарил ей счастья материнства.

Наверное, поэтому лейтмотивом ее жизни навсегда осталось одиночество в толпе.

В марте 1998 года Галина Уланова покинула мир, оставшись в памяти и сердцах публики талантливой Музой перевоплощения.

Галина Уланова, Лондон 1993 г.

-

Факты о Г. Улановой

1. Бег с плащем

Легендарная сцена бега к Ромео в балете «Ромео и Джульетта» — один из первых драматических эффектов, который Уланова привнесла в классическую балетную школу.

2. Тост Улановой

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

Однако спектакль не был отменен. Однажды на репетиции партнер Улановой Константин Сергеев раздраженно воскликнул: «Эта какофония бесконечна».

В ответ из зала услышал реплику Прокофьева: «Как и глупость балетного актера».

Улановой тоже не нравилась музыка Прокофьева и после премьеры на банкете она отважившись, произнесла тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Над шуткой смеялись все, даже сам композитор. Позже он назовет балерину «гением русского балета».

3. Уланова и королева Англии

Галина Уланова в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», 1952 г. -

В 1956 году на гастролях в Лондоне Галина Уланова имела триумфальный успех.

На родине великого Шекспира перед взыскательной английской публикой в возрасте 46 лет она танцевала юную Джульетту.

По свидетельству участников гастролей, после спектакля восторженные англичане начали хлопать балерине до того, как встала королева. Это было удивительным для того времени триумфом.

А чуть позже поклонники таланта балерины подняли автомобиль с ней и понесли на руках.

4. Цветы вместо слов.

В семье Улановых решительно не поощрялись искусственные улыбки, показные чувства.

С детства в Галине Сергеевне воспитывали скромность и естественность. Но стеснительность мешала девочке во всём. Она не могла заставить себя отвечать на уроках, и, потупив голову, глотала слезы, когда учитель вызывал её к доске.

Интересно, что подобный «речевой» зажим остался у нее много позже.

Однажды после долгой болезни артистка появилась в театре, где товарищи по сцене устроили ей сердечную, тёплую встречу.

Растроганная Галина Сергеевна стала думать, как ей ответить на это. «Завтра, перед началом репетиций, — советовали ей, — скажите всем несколько слов благодарности».

Но это было выше её сил, страх перед необходимостью сказать «речь» обрекал Уланову на безмолвие.

Тогда она заказала в цветочном магазине маленькие букетики и на следующий день на пюпитре каждого музыканта, на гримировальном столике каждого актёра лежали цветы от Улановой.

В этом поступке была вся Уланова, с её органическим неприятием пышных слов…

5. Неулыбчивая балерина

Галина Уланова в роли Джульетты из балета С. С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”. -

«Это была балерина неулыбчивая, — говорил руководитель балетной труппы Кировского театра Ф.Лопухов, — лишённая даже тени кокетства, желания нравиться».

А ведь балерина обязательно должна кокетливо и задорно улыбаться, как думают многие.

Даже мама Улановой, стоя однажды во время спектакля дочери за кулисами, умоляюще шептала: «Галя, ну улыбнись, ради Бога, улыбнись, хоть разочек…»

Но Галя не хотела улыбаться заученной улыбкой, жить придуманными чувствами. Она существовала в танце, как подсказывало ей сердце.

С первых шагов на сцене Уланова жила в танце по своему. И не потому, что была она строптива или желала казаться оригинальной, а потому, что не могла выражаться иначе. Это было прекрасное «своенравие» гения.

6. Гастроли в США

В 1959 г. Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду. Выступление советских артистов было запланировано на сцене «Мэдисон сквер Гарден» в Нью-Йорке.

Желающих увидеть советскую труппу во главе с ведущей балериной Большого театра Г. Улановой было более 3 млн человек, со вей Америки. По воспоминанием организаторов выступления, восторженная публика аплодировала стоя 15 минут.

7. От тюльпанов и алмазов до астероида «Уланова»

Уланова была живой легендой балета, единственной балериной, которой еще при жизни установили памятники в Стокгольме перед Музеем танца и в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы.

А в Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».

Имя «Галина Уланова» присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии и вошедшего в коллекцию из более чем 400 именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.

Астрономы Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали открытый ими 14 октября 1982 года астероид в честь балерины (5421) Ulanova.

Галина Уланова в 1968 году -

Анна Ахматова о Галине Улановой

«У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой то «дар природы» — у одной редкая красота, у другой изумительные ноги, у третьей царственная осанка, у четвёртой сверхъестественная неутомимость и сила.

У Улановой не было ничего этого, она была скромной и незаметной Золушкой среди них, но как Золушка победила всех своих сестёр, так и она поднялась на особую, недоступную остальным красоту».

О Галине Сергеевне снят замечательный документальный фильм «Одиночество богини»:

Категория: Всем учителям
29.05.2017 06:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!