СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Галченков, Т.Кузьмич "Медиаобразование в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Прочитала интересную статью о роли медиаобразования в формировании культуры современной молодежи. С одним из авторов статьи - Т.А. Кузьмич - знакома лично, была неоднократно на ее лекциях и семинарах. Именно благодаря этому педагогу я стала серьезно заниматься вопросами  медиасоциализации,но  в более узком смысле - проблемой " Кино как современная форма медиаобразования школьников". Вот основные тезисы статьи. 

Медиа (от латинского “media”, “medium” – средство, посредник) – термин, возникший в XX веке. Первоначально ввели его для обозначения проявления феномена “массовой культуры” (“mass culture”, “mass media”). Что касается понятия “медиакультура” (“media culture”), то этот термин введен для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющегося посредником между обществом и государством, социумом и властью. Медиакультуру определяют как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации, культуру ее восприятия и может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами. Это комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах. Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что медиа – один из факторов практической реализации теории “диалога культур”, разработка которой была начата М. Бахтиным и продолжена Ю. Лотманом, В. Библером и другими исследователями.

Однако в условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий расширились не только позитивные, но и негативные методы воздействия медиа как на отдельного человека, так и на общество в целом. Компьютерные и телекоммуникационные технологии стали своеобразным  инструментом информационной, политической и духовной экспансии, средством для создания новых социальных мифов.

В современном мире люди все больше испытывают медиазависимость. Более того, не так уж редко школьники говорят и совершают поступки, ориентируясь на образцы негативного поведения медийных персонажей.

В документах Совета Европы «медиаобразование» (media edисаtion) определяется как обучение / воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [1].

Результатом медиаобразования становится медиакомпетентность личности – «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, персептивный, интерпретационный / оценочный, практико-операционный / деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [2].

Обновление содержания образования происходит в условиях модернизации образования, главная цель которого – достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования, обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья школьников, использования в образовательном процессе современных технологий, введения профильного обучения, применение программ элективных курсов. Интегрированное медиаобразование развивает медиакомпетентность в ходе урочной и внеурочной деятельности.

«Сегодня, в период значимых перемен в социально-культурном и экономическом облике страны, особенно остро встал вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований» [3]. Поскольку перед школой ставится задача подготовки образованного ученика и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, использование медиа, проникшего во все сферы человеческой жизни, становится основным средством формирования современной культуры..

Компьютер, Интернет, цифровые технологии стремительно меняют жизнь современной молодежи, а процесс медиаобразования предполагает особый стиль взаимоотношений между учащимися и педагогами. Помимо двух основных участников  информационного процесса – учителя и ученика – появляется третий участник: средства массовой коммуникации. Информация, которую школьники получают из медийных сообщений, в отличие от учебной (научной), обладает рядом весьма привлекательных для подростка свойств. Прежде всего, она эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах рассказывается так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора, монитора компьютера, интерактивной доски.

«Видео, CD-RОМы, DVD, Интернет предоставляют учащимся  возможность индивидуального общения с экраном. Они могут выбрать интересующую их кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Иными словами, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи» [5].

На наш взгляд, применение медиа позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и медиаобразовательных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе значима не только для учащихся, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение медиакомпетентности, как учащихся, так и педагогов.

Вопросы внедрения курса «Медиаобразование» в учебные планы обшеобразовательных учебных заведений обсуждались на семинаре «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства», который проходил 27-28 октября 2011 г. в Херсонской академии непрерывного образования. Инициаторами семинара стали те, кто возглавляет общественные организации: Всеукраинская общественная организация «Русская школа» (председатель А.Н. Кондряков, г. Киев) и Русская национальная община «Русичъ» (председатель Т.А. Кузьмич, г. Херсон). Семинар, а по сути настоящий методический праздник, был адресован директорам школ, завучам, методистам, заведующим методическими кабинетами, учителям Херсона и Херсонской области.

В работе семинара принимал участие гость из России (Таганрог) – Галченков Алексей Сергеевич, руководитель экспериментальной площадки по медиаобразованию. В своем выступлении он говорил об интеграции медиаобразования в условиях современной школы, о том, что по-настоящему грамотный человек – это человек, грамотный в мире медиа. Использование медиауроков позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов.

Идеи медиапедагогики заинтересовали учителей Херсонской области и г. Херсона. 26 января в г. Новая Каховка и 27 января 2012 г. в Херсонской общеобразовательной школе № 50 прошли творческие встречи учителей-филологов с Членами Ассоциации медиапедагогики и кинообразования РФ А.С. Галченковым и Г.В. Авдеевой (Россия, г. Таганрог), на которых обсуждались вопросы интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла.

Будем надеяться, что интерес к новому направлению в педагогике будет только усиливаться, а совместная работа преподавателей России и Украины послужит созданию интересных проектов по медиаобразованию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Council Europe (2000). Rесоmmеndation. Media Education. In: http: // assembli.coe.int/Documents/AdoptedText/TA00/EREC1466.htm

2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 54.

3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В. Федорова, Таганрог: Изд–во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. С.10.

4. Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1978. С. 16.

5. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании, 2008. № 3. С.5.

6. Федоров А.В. Медиаобразование вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. С. 12-13.

08.01.2015 16:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!