СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя педагогическая философия.

Все виды искусства служат величайшему

из искусств – искусству жить на земле.

Б. Брехт

С рождения, с детских впечатлений начинается история человека. Первые шаги, радости, слёзы, первые встречи с прекрасным – всё это наша жизнь. Для кого-то она представляется разнообразной, для кого-то – тусклой, кто-то радуется переменам, другой боится что-то менять. У меня вся жизнь связана с Угличем, который нельзя не любить: романтичная набережная, задумчивый парк, шумная площадь, весёлые, игривые улочки…. Кругом столько звуков, столько красок! Поневоле хочется быть художником, чтобы суметь передать красоту, которую видишь в жизни. Пройдёшь по одной улице – напишешь мысленный пейзаж по-сырому, заглянешь в глаза прохожим – вот и портреты – целая галерея! Бойкие, уставшие, холодные, лукавые – каких только глаз не встретишь.

Хочется, чтобы и меня кто-то мысленно нарисовал красками: пусть иногда это будут тёплые пастельные тона, другое настроение – яркие контрасты, третьи – гармоничные сочетания. И всё это обо мне! Так приятно видеть, чувствовать – жить, используя полную цветовую палитру. Работа – строгие, гармоничные сочетания, дом – теплота, уют пастельных переходов, общение с детьми – всегда яркое, взрывное многоцветие. Поэтому всегда, встречаясь с детьми, я стараюсь показать им всю красоту окружающего мира, научить видеть её, подмечая различные природные настроения. Думаю, что именно урок изобразительного искусства формирует человека в большей степени, нежели так называемые «основные предметы». Ведь здесь вся работа построена на чувствах, эмоциях и переживаниях ребёнка. Он открывается на этом уроке, а значит никаких страхов, сомнений, комплексов!

На самом деле, в современном мире множество арт-технологий, направленных именно на познание своего «я». Ни одна задача, ни один диктант, ни тем более, химическое уравнение не позволят узнать душу ребёнка в той мере, в какой это открывает детский рисунок. И каждый урок искусства способен продолжать и продолжать эти открытия, так нужные учителю и его ученику.

Если мы рассматриваем репродукции картин, то самое важное – какие эмоции и чувства они способны открыть в детях. При этом одна и та же картина у разных людей воспринимается по-своему. Например, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова: одни услышат весну в этих грачиных голосах, другие загрустят по уходящей зиме, проникаясь цветовой гаммой картины, а третьи заметят уже весенний прозрачный воздух этого полотна. Значит, умение рассматривать картину уже позволяет творить, потому что человек «сочиняет» историю или предысторию каждого сюжета. При этом вкладывая в композицию свои мысли, переживания, ассоциации.

И тем более, настоящим творцом является человек, создающий свою композицию, пусть и на заданную тему. Теперь ему необходимо представить мысленно какой-либо сюжет, потом «увидеть» его более детально и перенести на бумагу. Недаром все рисунки отличаются друг от друга: у детей разные представления, характер, да и фантазия проявляется по-разному. Вот и получается к концу урока целый вернисаж самых разных вариаций на заданную тему.

Так же как у великих мастеров, у детей свои ценности, своя манера письма, свой особенный колорит. Одни, как К. Брюллов, работают детально, скрупулёзно, точно и изысканно. Другие, как О. Ренуар, получают общую гармонию из множества разных цветовых мазков. А третьи, как П. Гоген, изображают декоративно, широкими мазками, большими контрастными плоскостями. Сюжетная линия каждого юного художника тоже очень индивидуальна. У кого–то рисунок всегда ярко декорируется, стилизуется, преображая реальность. А другие стараются как можно чётче передать действительность. Иногда на одном уроке можно увидеть все направления искусства: реализм и модернизм, сюрреализм и кубизм – и так каждый день!

Искусство – это всегда творчество: пусть это рисование натюрморта или портрета, составление коллажа или схемы движения человека. В любом случае автор будет переживать свои, особые чувства по поводу изображаемого, будет ставить перед собой вопросы и искать ответы на них, будет развивать последовательность своих действий, расширять свой кругозор.

В конце работы любой ребёнок проанализирует себя – что и как получилось и надо ли менять или добавлять в рисунок какие-либо детали, краски, штрихи….

Рисунок – это маленькая жизнь, как у актёра – на сцене, как у писателя – в его романе. Моя задача – сделать эту жизнь насыщенной, яркой, запоминающейся, но для каждого – индивидуальной и неповторимой.

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…» – писал Н.В. Гоголь. На самом деле жизнь и творчество – это неразрывные понятия. Как можно прожить без музыки, живописи, поэзии? Разве можно тогда ощутить радость творчества, созидания, высокого наслаждения искусством? Ответ очевиден. Поэтому главная задача учителя – обратить взор ребёнка на истинные ценности, истинное творчество, способное изменить к лучшему жизнь каждого Человека.

Васильева Лариса Николаевна,

учитель изобразительного искусства

11.12.2015 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП