СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Моя педагогическая философия.
Все виды искусства служат величайшему
из искусств – искусству жить на земле.
Б. Брехт
С рождения, с детских впечатлений начинается история человека. Первые шаги, радости, слёзы, первые встречи с прекрасным – всё это наша жизнь. Для кого-то она представляется разнообразной, для кого-то – тусклой, кто-то радуется переменам, другой боится что-то менять. У меня вся жизнь связана с Угличем, который нельзя не любить: романтичная набережная, задумчивый парк, шумная площадь, весёлые, игривые улочки…. Кругом столько звуков, столько красок! Поневоле хочется быть художником, чтобы суметь передать красоту, которую видишь в жизни. Пройдёшь по одной улице – напишешь мысленный пейзаж по-сырому, заглянешь в глаза прохожим – вот и портреты – целая галерея! Бойкие, уставшие, холодные, лукавые – каких только глаз не встретишь.
Хочется, чтобы и меня кто-то мысленно нарисовал красками: пусть иногда это будут тёплые пастельные тона, другое настроение – яркие контрасты, третьи – гармоничные сочетания. И всё это обо мне! Так приятно видеть, чувствовать – жить, используя полную цветовую палитру. Работа – строгие, гармоничные сочетания, дом – теплота, уют пастельных переходов, общение с детьми – всегда яркое, взрывное многоцветие. Поэтому всегда, встречаясь с детьми, я стараюсь показать им всю красоту окружающего мира, научить видеть её, подмечая различные природные настроения. Думаю, что именно урок изобразительного искусства формирует человека в большей степени, нежели так называемые «основные предметы». Ведь здесь вся работа построена на чувствах, эмоциях и переживаниях ребёнка. Он открывается на этом уроке, а значит никаких страхов, сомнений, комплексов!
На самом деле, в современном мире множество арт-технологий, направленных именно на познание своего «я». Ни одна задача, ни один диктант, ни тем более, химическое уравнение не позволят узнать душу ребёнка в той мере, в какой это открывает детский рисунок. И каждый урок искусства способен продолжать и продолжать эти открытия, так нужные учителю и его ученику.
Если мы рассматриваем репродукции картин, то самое важное – какие эмоции и чувства они способны открыть в детях. При этом одна и та же картина у разных людей воспринимается по-своему. Например, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова: одни услышат весну в этих грачиных голосах, другие загрустят по уходящей зиме, проникаясь цветовой гаммой картины, а третьи заметят уже весенний прозрачный воздух этого полотна. Значит, умение рассматривать картину уже позволяет творить, потому что человек «сочиняет» историю или предысторию каждого сюжета. При этом вкладывая в композицию свои мысли, переживания, ассоциации.
И тем более, настоящим творцом является человек, создающий свою композицию, пусть и на заданную тему. Теперь ему необходимо представить мысленно какой-либо сюжет, потом «увидеть» его более детально и перенести на бумагу. Недаром все рисунки отличаются друг от друга: у детей разные представления, характер, да и фантазия проявляется по-разному. Вот и получается к концу урока целый вернисаж самых разных вариаций на заданную тему.
Так же как у великих мастеров, у детей свои ценности, своя манера письма, свой особенный колорит. Одни, как К. Брюллов, работают детально, скрупулёзно, точно и изысканно. Другие, как О. Ренуар, получают общую гармонию из множества разных цветовых мазков. А третьи, как П. Гоген, изображают декоративно, широкими мазками, большими контрастными плоскостями. Сюжетная линия каждого юного художника тоже очень индивидуальна. У кого–то рисунок всегда ярко декорируется, стилизуется, преображая реальность. А другие стараются как можно чётче передать действительность. Иногда на одном уроке можно увидеть все направления искусства: реализм и модернизм, сюрреализм и кубизм – и так каждый день!
Искусство – это всегда творчество: пусть это рисование натюрморта или портрета, составление коллажа или схемы движения человека. В любом случае автор будет переживать свои, особые чувства по поводу изображаемого, будет ставить перед собой вопросы и искать ответы на них, будет развивать последовательность своих действий, расширять свой кругозор.
В конце работы любой ребёнок проанализирует себя – что и как получилось и надо ли менять или добавлять в рисунок какие-либо детали, краски, штрихи….
Рисунок – это маленькая жизнь, как у актёра – на сцене, как у писателя – в его романе. Моя задача – сделать эту жизнь насыщенной, яркой, запоминающейся, но для каждого – индивидуальной и неповторимой.
«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…» – писал Н.В. Гоголь. На самом деле жизнь и творчество – это неразрывные понятия. Как можно прожить без музыки, живописи, поэзии? Разве можно тогда ощутить радость творчества, созидания, высокого наслаждения искусством? Ответ очевиден. Поэтому главная задача учителя – обратить взор ребёнка на истинные ценности, истинное творчество, способное изменить к лучшему жизнь каждого Человека.
Васильева Лариса Николаевна,
учитель изобразительного искусства
© 2015, Васильева Лариса Николаевна 560