СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательных компетенций учащихся. Для формирования данных компетенций необходимы современные образовательные технологии. В моей работе представлен опыт по формированию учебно-познавательных компетенций с использованием модульной технологии при решении простых арифметических (текстовых) задач.
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей. Поэтому важно, чтобы ученик имел глубокое представление о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать задачи различными способами.
Цель данной работы: показать эффективность использования модульной технологии в формировании учебно-познавательных компетенций на уроках математики при решении простых текстовых задач.
Учебно - познавательные компетенции - это умения:
· самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку познавательной деятельности;
· решать учебно - познавательные проблемы;
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
· самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности.
Ключевые слова в характеристике учебно-познавательных компетенций:
§ Искать
§ Думать
§ Сотрудничать
§ Приниматься за дело
§ Адаптироваться
Для формирования учебно - познавательных компетенций на уроках математики при решении простых арифметических задач я выделила 4 этапа:
1-этап - вводно – мотивационный (подготовительная работа к решению задач)
2 - этап - открытие математических знаний (обучение решению задач)
3- этап - формализация знаний (закрепление умения решать задачи)
4- этап - обобщение и систематизация.
Подготовительная работа - это усвоение знаний следующих связей:
1. Связи операций над множествами с арифметическими действиями
2. Связи отношений «больше» и «меньше» с арифметическими действиями
3. Связи между компонентами и результатами арифметических действий
4. Связи между данными величинами и соответствующими арифметическими действиями
Кроме того, при ознакомлении с решением простых задач, ученики должны усвоить понятия и термины, относящиеся к самой задаче и ее решению (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ на вопрос задачи).
На втором этапе дети учатся устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать арифметические действия. Выделяются следующие этапы:
1 этап – ознакомление с содержанием задачи;
2 этап – поиск решения задачи;
3 этап – выполнение решения задачи;
4 этап – проверка решения задачи.
Ознакомится с содержанием задачи – значит прочитать ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети. Очень важно научить детей правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действий, таких как «было», «убрали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией вопрос задачи. Если в тексте задачи встретятся непонятные слова, их надо пояснить или показать рисунки предметов, о которых говорится в задаче.
После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к поиску ее решения: ученики должны выделить величины, данные и искомые числа, установить связи и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия.
Один из приемов, помогающим детям справиться с данной работой, - моделирование задачи. Моделирование - это использование средств наглядности для вычисления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Модели могут быть:
Решение задачи – это выполнение арифметических действий. При этом обязательны пояснения. Надо учить детей правильно и кратко давать пояснения к выполняемым действиям.
Проверить решение задачи – значит установить, что оно правильно или ошибочно.
Я использую следующие способы проверки:
1. Составление и решение обратной задачи.
2. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами.
3. Прикидка ответа.
Для проведения работы над задачей после ее решения используют следующие приемы:
преобразование задачи,
сравнение задач,
самостоятельное составление аналогичных задач,
решение задач с недостающими или лишними данными,
изменение вопроса задачи,
объяснение готового решения,
запись двух вариантов решения – верного и неверного,
изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием,
определение лишнего вопроса или действия в решении задачи.
На этапе систематизации используется проведение проверочных работ, выполнение тестов.
Приведу пример работы над формированием учебно-познавательных компетенций при решении различных типов задач с использованием модульной технологии.
Для решения задач на нахождение суммы можно использовать «подвижную» схему.
Сначала из вазы взяли 5 яблок, а потом — 2 апельсина. Сколько всего фруктов взяли из вазы?
Работа проводиться в следующей последовательности:
1. На наборное полотно выставляется первая группа геометрических фигур (кругов, квадратов и т. п.), которая обозначает первое множество. Дети выкладывают столько же фигур у себя на парте.
2. На наборное полотно выставляется вторая группа геометрических фигур, обозначающая элементы второго множества. Дети выкладывают столько же фигур на парте.
3. Вторая группа фигур объединяется с первой. Учитель на наборном полотне, а дети на парте придвигают вторую группу фигур к первой.
После практической работы по объединению элементов множеств (данных в задаче) ученики делают вывод: "Для того чтобы найти ответ, мы придвинули фигуры. Значит, выполнено сложение, которое при записи обозначим знаком "+". К пяти кругам мы придвинули два круга. Значит, решение можно записать как 5 + 2. Выполним сложение. Пять и два — это семь. Семь фруктов — это ответ задачи".
Задачи на нахождение разности - со схематическим моделированием.
В вазе было 7 фруктов. Из вазы взяли 2 фрукта. Сколько фруктов осталось в вазе?
Схемы могут выглядеть так, как показано на рисунке. Использовать можно любые геометрические фигуры (в данных моделях – круги или полоски).
На схемах в первом и втором рядах обозначено выполняемое действие (стрелка, перечеркивание). На схемах в третьем ряду, с которыми дети начинают работать позже, манипуляция с фигурами осуществляется мысленно: дети представляют, что они отодвигают в сторону одну группу фигур.
При работе над задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц можно применить схематический чертеж.
В вазе было 5 фруктов, а потом их стало на 2 больше. Сколько всего фруктов стало в вазе?
Детям предлагается лист с пунктирной основой для построения схемы к задаче.
Дети самостоятельно выделяют цветом нужное количество отрезков в верхней и нижней части чертежа. Получается такая схема (верхняя часть – было, нижняя – стало):
При работе с моделями я использую различные задания на:
· соотнесение моделей
Например: -Подходит или не подходит рисунок к тексту задачи. Почему?
-Почему рисунок подходит к краткой записи задачи или, наоборот, почему краткая запись подходит к рисунку?
-Подходит ли схема к рисунку? Почему?
· выбор модели
Например: -Выбери схему к рисунку или рисунок к схеме.
-Какой пример подходит к рисунку или, наоборот, рисунок к схеме?
-Выбери верное решение задачи о белочке.
· изменение модели
Например: -Изменить рисунок так, чтобы он соответствовал тексту задачи, или, наоборот.
- Изменить схему так, чтобы она соответствовала тексту, или, наоборот.
-Дополни условие и вопрос, чтобы задача решалась сложением.
-Как изменить числа в условии так, чтобы получилось больше?
· построение модели
Например: -Составить задачу или краткое условие по сюжетному рисунку или модели.
-Составить выражение к сюжетному рисунку или схеме.
Работая по данной методике, я пришла к выводу, что учебно-познавательные компетенции при решении задач надо отрабатывать систематически. Систематическая работа по данному вопросу показала результативность приёмов метода моделирования:
Литература
Г. Л. Муравьева и др. – Минск: НИО, 2011.
© 2016, Зуб Алла Хасановна 1040