СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - учитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня зовут Габдрахманов Ренат Раухатович. Я учитель физики МБОШИ «Гимназия-интернат №13» города Нижнекамска Республики Татарстан. Мой стаж порядка 7 лет и я хотел бы рассказать о своем видении образования в школе. Так как я учитель физики, то больше коснусь проблем обучения физике.

Наше национальное образование находится на переходном этапе, соответственно были пересмотрены цели обучения. Несмотря на то, что некоторые обозначения были изменены и переосмыслены, я думаю, что цель осталось прежней – воспитать образованного человека. А кто такой образованный человек? По-моему, это человек с одной стороны обладающий определенным багажом знаний и умеющий добывать их, и при этом обладающий высокой нравственностью.

Первый аспект зачастую намного сильнее выделяется, а второй остается в тени. Тем не менее, сложно переоценить важность знаний в современном мире. Как известно, наш мир очень динамичен, следовательно, знания тоже не статичны. Из-за этого, думаю, что одной из целей образования должно быть обучение ребенка самостоятельно добывать знания. Причем делать это избирательно. Новые государственные образовательные стандарты, предполагаю, должны раскрыть данный момент. Знания, которые еще вчера были актуальны, уже сегодня считаются устаревшими, следовательно, человек должен уметь самостоятельно обновлять свои познания, иначе он отстанет от современного мира. Если таких людей много, то в итоге отстает и вся страна.

Я замечал, что ребята, которые преуспевают на олимпиадах и в научной деятельности, плохо ладят с другими. Некоторые из окружающих завидовали их успехам, и ребенок становился изгоем. Он еще сильнее погружался в изучение своего предмета, но друзей у него становилось все меньше. Это наталкивает на мысль о том, что знания важны, но не менее важна коммуникабельность. Опять же новые образовательные стандарты этот аспект без внимания не оставили. Совместная научная деятельность или простая исследовательская деятельность на уроке должна способствовать решению данной проблемы. Группа учащихся вместе идет к поставленной цели, сообща решая промежуточные задачи. В наше время, когда интернет-общение завоевывает все большую популярность, живое общение становится дефицитом. А ведь оно очень важно для психологического развития ребенка.

Как уже писалось выше, образованный человек – это человек с высокой нравственностью. Учитель всегда является объектом, за которым следит весь класс. Если же мы хотим, чтобы наши дети были высоконравственны, то нам в первую очередь стоит взглянуть на себя. Нельзя требовать у детей того, что сам не выполняешь. К сожалению, часть учителей, считает, что работая в школе, они делают одолжение и могут вести себя как хотят. Это включает и отношение к учащимся. Пренебрежительное и агрессивное отношение к учащимся воспитывает в них такое же отношение к окружающим. Я знаю школы, после обучения в которых, учащиеся кардинально меняются в лучшую сторону. Они поступают туда после шестого класса, но за пять лет обучения учителя оказывают на них такое влияние, что сами родители говорят, что не узнают своих детей, не могут нарадоваться. Это говорит о том, что школа и учителя играют огромную роль в формировании личности ребенка, возможно даже в некоторых случаях больше, чем родители. Учитель просто как образец для подражания может заменить многие мероприятия.

Откуда появляются учителя? Они берутся из различных педагогических университетов. А туда попадают зачастую те, кто не смог поступить в желаемый ВУЗ, но он все равно хочет получить высшее образование. Конечно же, лишь малый процент из выпускников попадает в итоге в школы, но цель не у всех благородная. К сожалению, педагогические ВУЗы в нашей стране не престижны, что приводит к низкому качеству выпускников. Возможно, я еще не обладаю достаточно большим опытом для таких заявлений, но пока мои наблюдения говорят об этом.

Я являюсь учителем физики. На своих уроках использую учебники Перышкина А.В., задачники Лукашика В.И., Рымкевича А.П., Степановой Г.Н. Они гармонично дополняют друг друга. Задания для проверочных работ беру из этих задачников, либо из сборников дидактических материалов Кирика Л.А. Сам учебник Перышкина А.В. переиздавался уже много раз. Тем не менее есть замечания. Один год мне пришлось поработать с УМК «Сферы.Физика» авторы Белага В.В., Ломаченков И.А, Панебратцев Ю.А. от издательства «Просвещение». Он включает в себя учебник, тетради для самостоятельных, лабораторных, контрольных работ, задачник, диск с мультимедиа, тематическое планирование для учителя. Есть определенные недочеты, но главное преимущество над УМК Перышкина А.В. – это красочность и наглядность учебника и всех других компонентов. Информация воспринимается гораздо лучше, когда присутствуют хорошая наглядность. В учебнике Перышкина А.В. она минимальна.

Лабораторные и практические работы в физике играют огромную роль. На них учащийся знакомится с явлениями ближе, исследует, учится управлять ими. Таким образом, проецируя полученные знания на окружающий мир, он начинает раскрывать тайны природы, может объяснить их. Физика – это наука о природе. А природа она не зависит от того в какой области человек её наблюдает, и законы природы можно проецировать на другие области, даже на взаимоотношение людей. Сейчас развиваются отрасли науки совместные с физикой. Например, эконофизика (законы физики для прогнозирования экономики страны), медицинская физика и т.д. В лабораторных и практических работах учащиеся сами делают открытия, и знания полученные таким образом закрепляются намного лучше. От сознания этого становится только печальнее, когда смотришь на оснащенность наших лабораторий. Она скудна.

Я считаю, что каждый человек чем-то одарен, имеет какой-то талант. Главное суметь его реализовать, направить в нужное русло. У некоторых учащихся технический склад ума, у некоторых гуманитарный. По-моему, при изучении физики обе группы можно занять и раскрыть их таланты. Олимпиадная деятельность требует от учащегося усидчивости, знания математики. А со стороны учителя умение организовать деятельность учащегося, поэтапно развивать его. Возможно, не каждый учитель может подготовить призера или победителя последнего этапа Всероссийской олимпиады, но муниципальный этап вполне реален. Иногда со стороны учителя достаточно лишь внимание и поддержка. Что касается, гуманитариев, то проектная деятельность, организация предметных недель и различных кружков может помочь им раскрыться. Тем более чистых гуманитариев и технарей, я думаю, очень мало или вообще нет. Так что такого рода деятельность не является уделом избранных, а при умелой организации становится общим достоянием.

Как отмечено выше, на данный момент физика бурно развивается, развиваются и укрепляются связи физики с другими науками, на первый взгляд далекими от физики. При изучении различных тем для мотивации учащихся можно включать различные достижения науки. Можно создать небольшую газету, которой руководил бы кто-то из старшеклассников, где публиковались бы различные достижения в физике, или, если есть школьная газета, то занять там пару страниц. Постигая последние достижения в физике, учащийся расширяет кругозор, понимает важность изучения физики, как она важна в нашей жизни.

Если вспомнить нашу повседневную жизнь лет десять назад и сравнить с сегодняшней, то очевидна разница в плане роли в нашей жизни информационных технологий. Сейчас сложно представить современного человека без мобильного телефона, компьютера или ноутбука и других различных приспособлений. И с каждым днем они играют все большую роль. Образование же должно быть впереди планеты всей, так как мы готовим людей, которые будут строить будущее страны. Следовательно, информационные технологии являются одним из главных средств для достижения различных целей в будущем, и учащиеся должны знать принципы управления данными устройствами и технологиями. Зная принципы, в будущем они смогут легко освоить новинки. Кроме этого информационные технологии на уроке обеспечивают большую наглядность, улучшают восприятие информации. Современный урок – это урок с информационными технологиями.

Каждый ученик уникален. Соответственно, смотрит по-своему на различные явления. В том числе в физике учащихся может заинтересовать различные области. Конечно же, нужно их еще заинтересовать и в дальнейшем этот интерес поддерживать. Желающих изучать новые достижения в физике, информационные технологии можно объединить в публикации газеты. Желающих изучать прикладные вопросы можно собрать на кружке и дать возможность что-то сделать и исследовать своими руками. К сожалению, времени и финансирования не всегда достаточно. Если больше внимания уделяется на одних, выпадают другие и т.д. Когда учитель физики в школе один такой масштабной деятельностью заниматься сложно. Выход я вижу в укреплении межпредметных связей. Учащиеся изучают физику совместно с другими предметами, при этом ими занимается в основном другой учитель. Таким образом, с одной стороны разгружается время учителя, с другой стороны физика продолжает изучаться, с третьей стороны у учащегося формируется целостная научная картина окружающего мира. Нужна лишь правильная организация работы.

Вот основное, чем хотелось бы мне поделиться. То, что я с вами поделился, мне помогло переосмыслить свои взгляды на некоторые аспекты образования и прибавило сил для дальнейшей работы и развития. Спасибо за внимание!

Категория: Физика
24.10.2015 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!