Карточка № 1.
Организационное обеспечение урока.
Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действий в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока.
Содержание анализа.
- Приход учащихся к месту занятий (свободно по мере подготовки к уроку; по звонку строем), роль в этом учителя, дежурного, физорга. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие его задержку.
- Распределение времени между частями урока и видами упражнений (игры, метание и др.)Причины иного распределения времени в сравнении с рекомендуемым и предусмотренным в плане урока.
- Распределение учащихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов, дежурных и т. д.
- Построения и перестроения, размещение учащихся для выполнения различных видов упражнений (о.р.у. ходьбы, бега, прыжков, метаний, игр и др.). Целесообразность выбранных форм размещений и способов перемещения учащихся для выполнения заданий и обеспечения оптимальных пространственных условий работы(хорошей видимости учителя, удобства выполнения упражнений, обзора учителем всех занимающихся, обеспечения безопасности занимающихся, экономии времени занятий).
- Использованные способы организации учебной работы - фронтальный, поточный, сменный, групповой и их варианты. Целесообразность использования форм и способов занятий для руководства учебной деятельностью и обеспечения качества обучения и воспитания учащихся.
- Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов и т.д.Распределение обязанностей между занимающимися при установке и уборке инвентаря(организация деятельности учащихся, экономия времени, соблюдение правил безопасности).
- Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроке ( выполнение ими : отдельных упражнений, например строевых; заданий учителя по оцениванию, комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, их поведения, прилежания, ответы на вопросы по основам знаний, страховка и т.д.).
- Выбор учителем места при показе различных видов упражнений, для контроля и наблюдений за всем классом в процессе занятий.
- Завершение урока (своевременность, построение, подведение итогов урока, уход учащихся в раздевалку).
Пр UM е Ч UH U в. Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать выводы, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов. Таким образом, карточка № 1 по своему содержанию даёт возможность педагогам, присутствующим на открытом уроке, проанализировать продуктивность приемов и способов, которые использовал учитель физической культуры для лучшей организации занятий, экономического расходования каждой из 45 минут учебного времени.
Карточка № 2.
Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.
Задачи На б Л юдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и прилежания, учащихся на уроке.
Содержание анализа.
- Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).
- Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений (строевых, игр и др.). Поведение учащихся в условиях соревнований.
- Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и, в частности, к упражнениям вспомогательного характера.
- Отношение *сучителю, в том числе к слабо подготовленным и нарушителям дисциплины. Сплоченность ученического коллектива. Общественное мнение класса по вопросам дисциплины, характера и стиля общения.
- Отношение к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборке инвентаря.
- Качество исполнения обязанностей физорга, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений учителя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма, содержание и своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.
- Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя. Их роль в формировании правильного отношения к выполняемым обязанностям, стремлений и желаний выполнять их добросовестно.
- Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений умение страховать и оказывать помощь товарищам.
- Общефизическая, техническая и тактическая подготовленность занимающихся. Общая культура движений (осанка, походка, манера держаться).
Пр имечиниС: Анализ урока, собранные и обработанные на его основе данные должны отражать положительные стороны урока, содержать рекомендации по устранению недостатков. К какому же выводу приходишь, рассматривая урок под углом зрения всех вышеперечисленных девяти вопросов? Он может быть только один: сознательное, дисциплинированное и творческое начало в деятельности каждого школьника на уроке может рождаться лишь в атмосфере постоянной заботы о питомцах, проявляемой педагогом.
Карточка № 3
Условия и характер деятельности учителя на уроке.
Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры.
Содержание анализа.
- Умение владеть, организовать учебный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у учащихся, способствовать самостоятельности в их действиях, высокой сознательной дисциплине.
- Отношение педагога к ученическому коллективу,отдельным занимающимся с учетом их возраста и индивидуальных способностей ( воспитанность, подготовленность, быстрота овладения учебным материалом, реакция на нагрузку, и исполнительность, инициатива и др.).Педагогический такт.
- Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивном зале,выбирать свое место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки школьников,изменять темп урока, по ходу его вносить в содержание изменения, продиктованные внешними условиями, состоянием учащихся (утомление, возбуждение и т.д.)
- Речь учителя, его умение четко и доступно объяснять учебный материал, показать упражнение, убеждать учащихся. Владение командами, знание терминологии.
- Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе.
- Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке ( убеждение, приучения, поощрения и порицания.
- Бодрость и живость ( или, наоборот, вялость и медлительность ) в работе учителя.
- Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом
- Внешний вид учителя ( костюм, прическа и др.).
UM64UHU6: Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выи разработать соответствующие предложения и рекомендации.
а
Карточка № 4
Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределение нагрузки на уроке.
Содержание анализа.
1. Приёмы дозировки физической нагрузки, применяемые учителем (темп, повторяемость
упражнений, продолжительность выполнения, применение отягощений, внешние условия, выполнения задания).
- Дифференцированный подход к учащимся. Способы дифференциации нагрузки. Индивидуализация заданий.
- Соответствие нагрузки упражнений педагогическим задачам (развитие двигательных качеств, чередование режима работы с активным отдыхом и др.), особенностям занимающихся (пол, возраст, подготовленность, состояние здоровья, индивидуальные особенности), внешним условиям (температура, атмосферные явления, одежда занимающихся).
- Способы-регулирования нагрузки на протяжении всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, специальные упражнения в расслаблении, упражнения на регулирование дыхания). Темп урока, его моторная плотность.
- Учёт учителем внешних признаков утомления занимающихся при регулировании физической нагрузки на уроке (потоотделение, покраснение или побледнение лица, резкое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в ногах, в области сердца, головную боль, тошноту, рвоту).
- Стимулирование учащихся к поддержанию высокой физической активности при овладении учебным материалом. Время работы на уровне околопредельных нагрузок.
UM £4 йН U 6 ' Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов, повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений Достигнутые результаты. Наблюдение может быть дополнено данными подсчёта ЧСС, составлением графика её изменения. Выводы и предложенные рекомендации, обеспечивающие посилъность заданий и упражнений при высоком напряжении сил и способностей учащихся.
а
Карточка № 5
Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.
Задачи Наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся. Определить педагогическую целесообразность (или нецелесообразность ) оказания помощи и страховки.
Содержание анализа.
- При выполнении, каких упражнений применялись помощь и страховка.
- Цель применения помощи и страховки (первоначальное изучение, уточнение представлений, преодолеть страх и поверить в возможность выполнения упражнения ) и их целесообразность в каждом случае.
- Своевременность и правильность приёмов помощи и страховки.
- Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки. Вооружённость учащихся знаниями и умениями методического характера (назначение упражнения, основные требования к технике выполнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять.)
- Роль учителя в руководстве учащимися, оказывающими взаимопомощь и страховку. Наличие ( или отсутствие ) инструкции по оказанию помощи, её содержания и пользы.
- Виды поощрения учащихся, оказывающих помощь и страховку. Их роль в формировании у учащихся желания и стремления самостоятельно оказывать помощь товарищам, нуждающимся в ней.
Пр UM вЧ U Н U е .* Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялась помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке.
Карточка № 6
Применение методов слова.
Задачи Наблюдений: установить знание учителем, проводящим урок, основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.
Содержание анализа.
- Методы слова, применявшиеся на уроках в целях вооружения учащимися основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания занимающихся.
- Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информации о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная ценность рассказа.
- Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приёмами. Полнота и точность описания, целесообразная последовательность характеристики элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого; ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию.
- Использование объяснений для раскрытия причинно-следственных отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с ранее полученными знаниями по другим предметам и по физической культуре. Чёткость определения назначения усваиваемого материала; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результата там; стремление привлекать к объяснению учащихся (стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно-познавательная и воспитательная ценность данного метода.
- Применение метода заданий при осуществлении наблюдений, комментировании, решении двигательных задач, приобретении новых знаний, выполнении упражнений и пр. Характер предложенных заданий (исполнительский, поисковый, творческий); их форма, доступность формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к самостоятельному выполнению задания; качество учебной работы по заданию, её эффективность.
- Использование беседы для формирования положительного отношения к изученному, углубления и расширения знаний, выполнения интересов, понимания изучаемого, определение затруднений в работе, развития у занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы (вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, её воспитательно-образовательное значение.
- Использование указаний для ориентировки занимающихся в возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности и коллективных действий, по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры з количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимающихся, отношение к ним учащихся. Выяснить обеспечен ли достаточный простор учащимся для принятия самостоятельных решений, проявления личной активности и ответственности.
- Использование метода разбора при подведении итогов части или всей проделанной работы, выявлении достижений, определении направленности, характера дальнейших учебных действий и т. п. Виды разбора: односторонний (проводимый учителем или учеником), коллективный (совместно с учителем и учащимися или только учащимися). Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен мнениями обеспечивать деловитость высказываний, корректность взаимоотношений. Достигнутый эффект разбора
9. Применение команд, распоряжений и словесной сигнализации при управлении действиями
занимающихся, организованном начале, продолжении и завершении заданной работы;
регулирование темпа движений. Соблюдение терминологических требований к командам в
зависимости от возраста и подготовленности учащихся, особенностей выполняемых упражнений (строевых, гимнастических). Темп подачи команд и распоряжений с учётом конкретных условий проведения урока (в помещении или на открытом воздухе, местоположение учащихся их состояние и др.).
- Использование методов убеждения, поощрения, порицания в нравственном воспитании учащихся; их целесообразность; достигнутые результаты.
- Использование слова в целях оценки успеваемости и поведения учащихся. Виды оценок (оценочные суждения, оценка в баллах, определение оценки). Объективность оценок, их современность и форма объяснения детям; отношение учащихся к оценкам; привлечение к оцениванию учащихся, приёмы побуждения к самооцениванию выполняемых упражнений, поведения и отношений между учащимися
Пр UM е Ч U Н U е .* Оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обобщать выбранные методы конкретным методическим приёмам, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать выводы и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям, взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной передачи знаний и демонстрации. Так, например, при изучении новой учебной системы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителем того или иного физического упражнения, изучаемого приёма в спортивной игры не может не сопровождаться объяснением. Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия, где объяснение следует за показом, а показ сопровождается объяснением, делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.