СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация инструментов ИКТ для педагога физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС и Профстандарта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши консультации.

Сегодня современное образование ставит перед педагогом физического воспитания совсем не тривиальную задачу - не только совершенствовать традиционные технологии, но и внедрять новейшие технологии обучения, находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших условий обновления организации образовательного процесса является использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).

Сразу замечу, что предмет "Физическая культура" поставлен по требованиям ФГОС и стандартом "Педагог" в один ряд с "неподвижными" предметами - теми, на которых ученики жестко привязаны к рабочему месту (столу) и где они не вправе ходить, метать предметы и, тем более, бегать!

Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средству методической поддержки учебно-воспитательного процесса.

Совершенно очевидно, что специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность.

И тем не менее, чтобы сохранить свой предмет и свое рабочее место, педагоги физического воспитания обязаны хотя бы фрагментарно использовать на уроках физической культуры средства и методики ИКТ.

Специалисты мне часто задают вопрос: "Что можно применять для нашей работы, чтобы это считалось средством ИКТ?"

Я веду курсы по ИКТ, где подробно разбираем специальные методики и технические приемы ИКТ. В этой же статье я приведу более широкий перечень направлений и инструментария, чтобы вы понимали границы за которыми ИКТ уже и не ИКТ. А также не боялись показать на аттестации, что вы мало что умеете и не являетесь компьютерным "гением". Для нашего предмета это не столь важно.

На самом деле вы уже живете в ИКТ-мире, поскольку рабочие программы и конспекты составляете используя компьютер, секундомер можете включить на гаджете, переслать сообщение или получить почту - не проблема!

Изучение вопросов использования ИКТ в деятельности педагога по физической культуре, показало, что основными являются следующие шесть направлений.

Направление 1. Составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

  • Календарно – тематическое планирование;
  • Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;
  • Планы работ по триместрам и поурочное планирование;
  • Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот, оформление карт обследования и др.

Направление 2. Работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.

Направление 3. Работа с информацией. Сюда входит:

  • быстрый способ поиска информации через систему интернета;
  • способ хранения информации;
  • быстрый поиск необходимого материала.

Направление 4. Использование наглядных средств обучения. Составление электронной презентации. Презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

Направление 5. Применение тестирующих программ. А. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

  • осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • вовлекать школьников в участие в дистанционных физкультурных олимпиадах, международных турнирах через сеть Интернет;
  • вносить обоснованные изменения в учебный процесс;
  • достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Б. Использование компьютерных программ на практических уроках физической культуры даёт возможность:

  • осуществлять контроль состояния физической подготовленности детей и обучающихся на уровне отдельного человека, группы/класса, параллели, образовательной организации;
  • оперативно корректировать учебные программы с учетом физических возможностей детей и обучающихся;
  • выдать в автоматическом режиме рекомендации по коррекции проблемных физических качеств детей и обучающихся и пр.

Направление 6. Дистанционная поддержка учебного процесса.

Осуществляется с помощью ведения блогов, сайтов физкультурно-оздоровительной тематики, что позволяет:

  • использовать материалы уроков в режиме on-line; давать дополнительную информацию по предмету;
  • изучать пропущенны темы в случае болезни;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • осуществлять постоянный личный контакт с учителем через электронную почту, скайп и т.д.
  • участвовать учителю в форумач, чатах, сетевых сообществах по обмену опытом и пр.

Мы здесь не рассматриваем в каком соотношении находятся понятия «компьютерная грамотность», «информационная компетентность» и «информационная культура». Все это описано в фундаментальном документе «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО».

ЮНЕСКО совместно с ведущими IT-компаниями и ведущими экспертами в области информатизации образования разработала международные рекомендации, содержащие требования к ИКТ-компетентности педагогов под названием «UNESCO’s ICT Competency Framework for Teachers». Подразумевается, что педагоги, соответствующие этим требованиям, способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ- насыщенной образовательной среде.

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что учителя, которые соответствуют этим требованиям (обладают соответствующими компетенциями), способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы

В Рекомендациях ЮНЕСКО говорится, что учителя должны применять такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможность не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они могут сами производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ.

Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соот - ветствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Пока не понятно, как должна измениться работа педагогов физического воспитания для реализации данных подходов. Ведь ученики на уроках физической культуры не сидят за столами, оснащенными электронным инструментарием. Да и в целом, такого инструментария еще не создано.

Тем не менее, для работы в рамках подхода «Производство знаний» педагоги должны уметь:­

  • разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;
  • использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности
  • производить знания и развивать свое критическое мышление;
  • поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;
  • создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

Педагог может иметь в прошлом высшую аттестационную категорию, но в свете новых ФГОС точка отсчета меняется. О квалификации учителя в соответствии с требованиями ФГОС судят не по количеству занятых школой призовых мест и наград в спортивных турнирах и президентских соревнованиях, а по степени владения им инструментами ИКТ.

В Приложении к широко обсуждаемому сейчас Профессиональному стандарту педагога имеется расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИК-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ:

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе. 3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. 4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. 6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; - подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики; - приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами); - приёмами построения графиков и диаграмм; - методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);

7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: - приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; - приёмами вывода изображений на печать, записи на CD. 8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: - приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; - приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями; - приёмами работы с файловыми архивами; - приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.

9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:

- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; - наличие представлений о структуре web-страницы; - владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта-файловой системы; - владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Учитель компетентен в области ИКТ, если: - ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; - участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; - разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек; - создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств; - применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

В этом плане, условно можно представить уровень педагогической ИКТ квалификации следующей моделью:

Педагог 1-й квалификационной ИКТ ступени при осуществлении образовательной деятельности владеет и использует инструментарий и ИК-технологии (минимум ИКТ компетенций):

№ п/п

Инструменты

Функция

1. MS Word Подготовка рабочей документации
2. PowerPoint Создание презентаций
3. Почтовый клиент Работа с почтой

Педагог 2-й квалификационной ИКТ ступени при осуществлении образовательной деятельности владеет и использует инструментарий и ИК-технологии (оптимум ИКТ компетенций):

№ п/п

Инструменты

Функция

1. MS Word Подготовка рабочей документации
2. MS Excel Подготовка графиков
3. PowerPoint Создание презентаций
4. Редактор GIMP Работа с фото
5. Почтовый клиент Работа с почтой
6. 7-Zip и его аналоги Создание файловых архивов на ПК
7. Яндекс.Диск, Dropbox или их аналоги Хранение и передача файлов через облачное хранилище

Педагог 3-й квалификационной ИКТ ступени при осуществлении образовательной деятельности владеет и использует инструментарий и ИК-технологии ("идеальный" уровень ИКТ компетенций):

№ п/п

Инструменты

Функция

1. MS Word Подготовка рабочей документации
2. MS Excel Подготовка графиков
3. PowerPoint Создание презентаций
4. Программа Foxit Reader и ее аналоги просмотрщик PDF-файлов
5. 7-Zip и его аналоги Создание файловых архивов на ПК
6. OneNote, Evernote и их аналоги цифровой блокнот для управления большой коллекцией текстовых, графических и голосовых заметок
7. Яндекс.Диск, Dropbox или их аналоги Хранение и передача файлов через облачное хранилище
8. Графический редактор Paint и его аналоги Работа с фото
9. Аналоги Windows Media Player: проигрыватель VLC Просмотр видео роликов
10. Видео редактор OpenShot и его аналоги Монтаж видео роликов
11. Мессенджер: Skype и его аналоги Совершение бесплатных видеозвонков, чатов
12. Утилита CCleaner и ее аналоги Удаление временных файлов, очистки ОС ПК
13. Avast и его аналоги Антивирус - средство защиты ПК
14. «Физкультурный Паспорт», "Мастер-ГТО" и их аналоги Автоматическая обработка результатов тестирования физической подготовленности детей и обучающихся

Как видим, чтобы соответствовать требованиям времени, педагогу физической культуры все же следует заниматься самосовершенствованием и осваивать ИКТ. Ведь мы и дальше будем погружаться в "цифровое" необъятное пространство.

И пока непонятно, как измениться преподавание нашего предмета в связи с новой концепцией. Но, все же ИК-технологии в ней просматриваются. Вот только часть из них (изучайте документ, ссылку на него я привел):

- разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

- создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Источники:

1. Бобонова, Е. Н. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ- компетентности [Электронный ресурс] / Е. Н. Бобонова // Материалы XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2009». Сборник тезисов и докладов. - М. ; СПб., 2009. - URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2009/list_tez.pdf.

2. Вызовы цифровой эпохи: ИКТ - компетентность педагога в условиях профессионального стандарта педагога: - URL: http://edu.tomsk-7.ru/images/dejatelnoct/publdoklad/Kudrjahsova18.pdf.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры: - URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/05/07/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh.

4. Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ. - URL: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/perechen_kompetencij_uchitelja_predmetnika_v_sfere_ikt/1-1-0-119.

5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.

6. Справка по физкультуре № от 12.04.2015 г. "Об использовании информационно-коммуникационных технологий в работе учителем физической культуры". - URL: https://videouroki.net/razrabotki/spravka-po-fizkulture-ot-12042015-g-ob-ispolzovanii-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-v-rabote-uchitelem-fizicheskoy-kultury.html.

7. Третьякова О.Е. Возможности ИКТ на уроках физической культуры. - URL: http://открытыйурок.рф/статьи/624794/.

8. Дистанционные курсы по ИКТ для учителей физической культуры: - URL: https://moi-universitet.ru/ikt-v-rabote-uchitelya-fizicheskoj-kultury-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-professionalnogo-standarta-pedagog.

9. Дистанционные курсы по ИКТ для инструкторов физической культуры: https://moi-universitet.ru/kurs-povysheniya-kvalifikacii-ikt-v-rabote-instruktora-fizicheskogo-vospitaniya-doo-v-ramkah-fgos.

10. Концепция модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проект. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/download/732/.

Категория: Физкультура
05.02.2019 13:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!