СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Тема: Беседа об обитателях наших водоемов «По-Щучьему велению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

  • Сформировать у детей представление о реке Днестр;
  • Дать детям понятие «части реки» и умение их находить и называть;
  • Показать детям значение водоема для жизни животного и растительного мира;
  • Познакомить с циклом развития лягушки;
  • Учить описывать рыбу по модели – схеме;
  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать;
  • Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас детей;
  • Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;
  • Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями);
  • Разучивание подвижной игры «Где спит рыбка?»;
  • Рассматривание рыбы и ее частей;
  • Изготовление корабликов;

Оборудование:

  • Карта ПМР;
  • Флажки (1 зеленый, 1 красный, 2 коричневых, 4 желтых);
  • Водный транспорт;
  • Макет реки;
  • Природный материал – ракушки;
  • Кукла – Емеля;
  • Театральная ширма;
  • Модели – схемы для рассказывания;
  • Различные животные; лягушка; иллюстрация «Щука»;
  • Раздаточный материал «Цикл развития лягушки»;
  • Цветные карандаши;
  • Альбомные листы для рисования;
  • Медаль знатока реки.

Воспитатель: ребята, посмотрите на эту карту и скажите, что на ней изображено?

Дети:

Воспитатель: мы с вами уже знакомы с картой Приднестровской Молдавской Республики. Посмотрите еще раз внимательно на карту и скажите, что обозначено, синим цветом, и что отделяет нас от соседней республики Молдова?

Дети: это река Днестр.

Воспитатель: верно. В самом названии нашего края – Приднестровье – спрятано название большой реки – Днестр.

Далеко на Украине, в Львовской области, у горы Розлуч пробивается из земли хрустальный родничок – это исток (начало) Днестра.

Несет Днестр свои воды в Черное море, впадая в Днестровский лиман. Место, где река соединяется с морем, называется устьем. В лимане воды Днестра и Черного моря перемешиваются, т.к. в Днестре вода пресная, а в море соленая.

А сейчас я прошу помочь мне расставить флажки на те части реки, которые мы знаем.

Напомните мне ребята, как называется начало реки?

Дети:

Воспитатель: найдите исток Днестра и поставьте там зеленый флажок.

Вспомните, как называется место, где река соединяется с морем?

Дети:

Воспитатель: найдите устье Днестра и поставьте там красный флажок.

Мелкие речушки, несущие свои воды в Днестр называются притоками. У Днестра есть как правые притоки, так и левые. Правые притоки: Ботна, Реут, Бык; левые: Каменка, Белочи, Молокиш, Рыбница, Ягорлык.

Давайте отметим притоки желтыми флажками.

А какие части реки мы забыли назвать? Чтобы вам было легче угадать отгадайте загадку:

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся.

(берега)

Дети:

Воспитатель: а берега мы отметим коричневыми флажками.

Воспитатель: все расстояние от истока до устья называется руслом реки. По руслу Днестра плавают пароходы, ходят катера и моторные лодки. Вы тоже изготовили кораблики, и мы их сейчас пустим плыть по руслу реки. А еще они нам нужны для того, чтобы я бросала туда ракушки за каждый правильный ответ. Кто ответил верно, на мой вопрос, тот и получил ракушку в свой кораблик. А в конце занятия мы посмотрим, кто больше всех отвечал, того ждет медаль знатока природы. Вы согласны?

Дети:

(вдруг слышится стук).

Воспитатель: кто-то к нам стучится. Пойду, посмотрю, а вы посидите тихо.

Емеля: Вас приветствую сердечно,

Долго ехал я на печке.

Отыскал вас еле-еле.

А зовут меня … (Емеля!)

Здравствуйте, ребята! Вы меня сразу узнали! А из какой я сказки!?

Дети:

Емеля: правильно, я из русской народной сказки «По щучьему велению, по моему хотению». Помните, как моя сказка начиналась? Пошел я как–то раз за водой к речке. Вода в нашей речке была чистая, и люди брали воду прямо из нее. Но зимой река покрывается льдом, и приходится прорубать во льду отверстия и делать проруби.

Ой, ребята, только сказал, сразу и забыл, что прорубать?

Дети: проруби.

Емеля: спасибо, что напомнили. А дальше, что было, помните? Зачерпнул я воды, вытащил ведро, а в воде что было?

Дети: щука.

Емеля: правильно щука! Только я щуку пожалел, отпустил в речку. А дома своей маме сказал: «Отпустил рыбу в реку». А мама меня забранила: «Что же ты сделал, Емеля. Дома и хлебной крошки нет, а ты целую рыбищу в реку отпустил!» А я ей отвечаю: «Это ты так говоришь, потому что ничего о ней не знаешь. Щука – то ведь рыба непростая».

Ребята, а вы знаете что – нибудь о щуке?

Воспитатель: Емеля, конечно, наши дети много могут тебе рассказать о щуке.

Дети: (отвечают по моделям) щука – это рыба. А рыбы они живые, потому что двигаются, дышат, питаются, растут, размножаются.

Тело рыбы покрыто чешуей; у нее есть плавники; у рыбы обтекаемая форма тела; у них есть жабры, с помощью них рыбы дышат. Появляются рыбы из икры или рождаются.

Емеля: так, да не совсем так. Щука необходима в любом водоеме. Она питается мелкими рыбами: ершом, плотвой, карасем. Поэтому ее и называют хищницей. Если в реке щуки нет, то возрастает число разной мелкой рыбы. Недаром говорят: «Где щуки нет – там ерш хозяин». Щуки чаще поедают больную рыбу, поэтому их называют подводными санитарами. Ведь благодаря им и болезни не распространяются.

У щук длинное тело. Во рту у щуки много острых зубов. Охотясь, щуки неподвижно замирают в зарослях и внезапно бросаются на добычу.

Воспитатель: спасибо, Емеля. Ты нам сегодня много рассказал о щуке. А хочешь ли ты посмотреть, как умеют играть наши ребята?

Емеля: конечно, мне это интересно.

(подвижная игра «Где спит рыбка?»)

(Дети проговаривают слова и выполняют движения)

Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Емеля: мне очень понравилась ваша игра. А теперь может быть, и вы что-нибудь расскажете мне?

Воспитатель: ребята, давайте расскажем Емеле, кому еще нужна река кроме рыб; и кто живет около рек.

Емеля: я как раз принес для вас ведро с разными животными и хочу чтоб вы помогли мне разобраться кто где из них обитает: кто в реке, а кто около неё.

Дети: (перечисляют животных и растения, которые живут в реке или около нее).

Воспитатель: а давайте ребята расскажем Емеле о лягушке.

Емеля: ой-ой! Да что о лягушках можно рассказать, что в них интересного.

Воспитатель: а ты послушай внимательно ребят, Емеля.

Ребята, почему лягушки относятся к группе земноводных?

Дети: лягушки относятся к группе земноводных потому, что они могут жить как в воде, так и на суше.

Воспитатель: чем питаются лягушки?

Дети: они уничтожают множество комаров и мошек, слепней и оводов.

Воспитатель: а кто питается лягушками?

Дети: это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек пушные звери – норка, выдра, барсук. Любят их многие птицы – аисты, чайки, вороны, совы и особенно цапли.

Воспитатель: таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться.

Для человека лягушки – верные друзья, поэтому человек должен быть для них тоже другом.

Емеля: оказывается, я о лягушках ничего не знал. Они нужны и животным, и людям, ведь они поедают множество комаров, и воду в реках тоже они очищают. Ребята, значит, лягушек надо охранять?

Дети: ну конечно.

Воспитатель: у лягушек есть детки – головастики. И ребята тебе Емеля сейчас покажут, как появляются головастики, и как из них потом появляется лягушка.

Ребята, вам необходимо выложить картинки в таком порядке, в котором появляются лягушки.

(дети выкладывают цикл развития лягушки).

Воспитатель: головастики служат кормом для многих рыб и водных птиц, в том числе и для домашних уток. Сами головастики питаются водорослями, личинками комаров и других водных насекомых, взрослые лягушки – насекомыми.

Кто может рассказать, как идет развитие лягушки?

Дети:

Воспитатель: Емеля, а ты запомнил, как появляются лягушки?

Емеля: да, я тоже теперь знаю, как они появляются на свет.

Воспитатель: ну вот и хорошо. Жаль, что не все люди знают, что лягушкам, как и всей природе нельзя причинять вред, а, наоборот, надо защищать их. Как же так сделать, чтобы все узнали, что лягушек нельзя обижать?

Ребята, давайте придумаем и нарисуем знак, который напомнит людям о том, что лягушек тоже надо охранять, защищать.

Чтобы нарисовать этот знак, вы разукрасьте карандашами реку, затем лягушку. Потом проведите красную черту, которая показывает, что этого делать нельзя.

(дети рисуют запрещенный знак).

Воспитатель: молодцы, ребята! Спасибо тебе Емеля, что пришел к нам в гости. Возьми в подарок детские рисунки.

Емеля: ребята, мне пора уходить. Спасибо вам за рисунки. Повезу их в свою деревню и всем покажу. До свидания!

(воспитатель и дети прощаются с Емелей).

Воспитатель: ребята, а мы с вами еще раз вспомним и запомним:

  • Какая река протекает по нашей республике?
  • Какие части есть у реки?
  • Кто является обитателями реки Днестр?
  • Почему щуку называют санитаром реки?
  • Почему нельзя уничтожать лягушек?

Воспитатель: молодцы! А теперь пришло время подвести итоги нашего занятия.

И так посчитаем, сколько у каждого из вас ракушек.

И так, медаль знатока природы получает (Ф.И. ребенка). Молодец!

А я с вами прощаюсь, до скорой встречи!

10.01.2017 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!