СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГА И ИХ МЕСТО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация:

В публикации раскрывается значение и пути формирования специальных знаний в процессе подготовки учителей для работы по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специальные знания, в соответствии с результатами опроса преподавателей высших учебных заведений Украины, распределены по значимости. Результаты опроса показали, что определяющими в физическом воспитании детей обозначенного возраста являются знания о средствах, методах и формах физического воспитания детей, являющихся основой системы физического воспитания.

Ключевые слова:

педагог; физическое воспитание; специальные знания; дети дошкольного и младшего школьного возраста

УДК 796.071.4

«Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете»

Альберт Эйнштейн

Актуальность: Обучение будущих педагогов на качественно новом уровне – важнейший приоритет современного общества. Модернизация системы образования устанавливает перед высшей школой задание основательного усовершенствования профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов.

Данное направляет педагогическую науку на решение заданий относительно формирования условий, которые раскроют творческий потенциал юных индивидуумов, откроется пространство к их самореализации, обращает внимание на необходимость подготовки новой генерации учителей, повышения их профессионального и общекультурного уровня [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тема подготовки педагога к физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья пребывала под постоянным вниманием учёных разных времен, от античных философов (Аристотель, Сократ, Гиппократ, И. Кант и др.) к современным ученым, предметом исследований которых выступили разнообразные аспекты: подготовка специалистов к формированию здорового образа жизни школьников (С. Кондратюк, О. Савченко, С. Свириденко и др.); здоровьесберегательные технологии в подготовке специалистов (Н. Башавец, С. Гримблат, Ю. Кобяков, Л. Коваль, М. Коржова, М. Носко, К. Оглоблин, Л. Романишина, М. Сентизова, Г. Соловьёв); подготовка будущих учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности (В. Бальсевич, М. Виленский, В. Выдрин, Л. Лубышева, Т. Круцевич, Л. Матвеев, В. Палий, Ж. Холодов, О. Худолий, Б. Шиян и др.) и др.

Анализ научных источников свидетельствует, что в теории и методике физического воспитания, к сожалению, не изучается на соответствующем уровне вопрос формирования готовности будущих педагогов к работе по физическому воспитанию детей, вызывающий определенные трудности в дальнейшей работе специалиста с дошкольниками и школьниками, когда закладывается фундамент ценностного отношения личности к собственному здоровью. Выше изложенное побуждает нас к более глубокому изучению данного вопроса.

Объектом исследования являетсяпрофессионально ориентированная подготовка педагога к работе по физическому воспитанию детей.

Предмет исследования – теоретические и методические основы подготовки педагога к работе по физическому воспитанию в дошкольном и общеобразовательном учебных заведениях.

Цель исследования – определение системы специальных знаний, необходимых педагогу в работе по физическому воспитанию в дошкольном и общеобразовательном учебных заведениях и установлении перспективных путей их формирования.

В соответствии с целью научной работы, использовались следующие методы исследования: теоретические: системный анализ специальной научной литературы по вопросам подготовки будущих учителей; обсервационные – наблюдение за учебно-воспитательным процессом; праксимметрические: изучение учебной документации, программ и результатов деятельности студентов; на этапе обобщения полученных результатов использовались количественный и качественный анализы, методы математической статистики.

Объект и предмет исследования определили необходимость решения следующей задачи: изучить мнение специалистов педагогической отрасли с научными степенями и учеными званиями относительно специальных знаний и их место в процессе формирования готовности выпускников высших педагогических учебных заведений к физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

С целью изучения мнения специалистов относительно содержания и организации процесса подготовки педагога к работе по физическому воспитанию дошкольников и учеников младшего школьного возраста, нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Украины.

Опрос специалистов был выполнен в соответствии с темой „Теория и практика подготовки учителей к работе по физическому воспитанию учеников” тематического плана научно-исследовательских работ Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка (Украина), (статус темы – прикладная, научный руководитель доц. Огнистый А.В.) и диссертационных исследований „Подготовка будущих учителей начальных классов к работе по физическому воспитанию учеников” [6] и „Педагогические условия формирования физической культуры первоклассников” [4], „Подготовка будущих учителей к развитию культуры здоровья учеников общеобразовательной школы” [2].

В целом было опрошено 42 преподавателя высших учебных заведений Украины, которые имеют научные степени и ученые звания.

Такой состав респондентов нами избран не случайно. Преподаватели высших учебных заведений должны быть наиболее компетентными в вопросах профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального звена образования к физкультурной деятельности. Ведь именно от них зависит уровень профессиональности и осведомленности в этом вопросе, качество подготовки высококвалифицированных работников учебных заведений.

Вопросы анкеты касались знаний, которыми обязан владеть педагог для организации эффективного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Респонденты должны были определить уровни значимости отдельных знаний, необходимые специалисту в его физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми. Анкета разрабатывалась с учетом общепринятых требований [1].

Респондентам предлагалась пятибальная шкала оценивания. Каждое из перечисленных знаний оценивалось от 1 до 5 баллов, где 5 баллов – наиболее значимое, а 1 балл – наименее значимое.

Результаты опроса преподавателей с научными степенями и учеными званиями имели для нас особенное значение, так как их ответы были отображены в рейтинге, где важнейшие знания получали наибольшую сумму баллов. Наименьшая сумма баллов отвечала тем знаниям, которые, по мнению респондентов, являются незначительными в деятельности работника дошкольного учебного заведения и учителя начальных классов по физическому воспитанию детей.

Анкетирование дало возможность обозначить иерархический рейтинг специальных знаний, необходимых педагогу для качественной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рейтинг специальных знаний

  1. Средства, методы и формы физического воспитания детей.
  2. Психолого-педагогические особенности детей, методика совершенствования физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила).
  3. Основы обучения двигательным действиям (физическим упражнениям).
  4. Методы и средства формировании здорового образа жизни.
  5. Влияние физических упражнений на функционирование отдельных органов и систем.
  6. Принципы построения процесса физического воспитания (сознания и активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, прочности, прогресса).
  7. Методика оздоровления, реабилитации и рекреации детей.
  8. Гигиенические основы физического воспитания детей и спортивного оборудования учебного заведения.
  9. Программно-нормативные основы национальной системы физического воспитания.
  10. Использование информационных технологий в физическом воспитании.

Из предложенных знаний, на первое место респонденты с научными степенями и научными званиями поставили теоретические сведения о средствах, методах и формах физического воспитания детей, которые являются основой системы физического воспитания. И это не удивительно, ведь с их помощью педагог комплексно решает такие задания, как: формирование всесторонне развитой личности; овладение детьми основами личной физической культуры (знание, потребности, мотивы, умения осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность); достижение оптимального уровня здоровья, физического развития и двигательных качеств; воспитание моральных и волевых черт характера личности; формирование ценностных ориентаций относительно здорового образа жизни и культуры здоровья; воспитание привычки регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом [5]. Относительно форм физического воспитания, то исключение любой из них из организованной структуры процесса физического воспитания приводит к снижению ее эффективности.

На вторую позицию эта категория опрошенных поставила знание о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста и теоретические сведения из основ методики совершенствования физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила). Эти знания, безусловно, очень важны для педагога, к тому же, они тесно связаны между собой. С одной стороны, располагая сведениями о психолого-педагогических особенностях детей, специалист сможет подобрать наиболее эффективные средства для развития тех или иных физических качеств. С иной стороны, при реализации заданий физического воспитания, специалисту следует учитывать психофизиологические, вековые и половые особенности детей.

Не менее важными для специалиста дошкольного и начального школьного образования в его педагогической деятельности есть знания о психологических особенностях детей. Педагог должен глубоко знать особенности психики ребенка. Это проявляется в необходимости входить во внутренний мир личности, которая требует от специалиста знаний закономерностей психического развития ребенка, особенностей ее темперамента, характера и способностей.

Третью ступеньку заняли сведения об основах обучения двигательным действиям. Для педагога важно знать точную последовательность обучения двигательного действия на всех этапах процесса физического воспитания. Это прагматичный выбор, ведь основными учебными целями физического воспитания детей, отмеченных возрастных групп, является: практическое овладение учениками подвижными и народными играми; элементами спортивных игр, элементами отдельных видов спорта; основами выполнения общеразвивающих, гимнастических, акробатических, легкоатлетических, строевых и других упражнений, – а этому невозможно научить, если не иметь соответствующих и надлежащих знаний [5].

На четвертом и пятом месте были знания о формировании здорового образа жизни и знания о влиянии физических упражнений на функционирование отдельных органов и систем соответственно. И это не удивительно, поскольку „. любое занятие, независимо от конкретного задания, средств и форм организации, должно способствовать укреплению и сохранению здоровья, или, по крайней мере, не навредить ему” [7, с. 57]. Это свидетельствует о том, что опрошенные понимают важность влияния физической нагрузки на детский организм, ведь без подробных знаний детского организма и особенностей функционирования его органов и систем невозможно достичь позитивного эффекта в развитии школьников.

Каждая возрастная группа имеет определенные анатомо-физиологические, психические и социальные особенности. Для педагога, занимающегося физическим воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста, знания возрастных особенностей и закономерностей развития личности является чрезвычайно важным. Ведь только при условии отличного владения ими, он сможет правильно учесть влияние нагрузки на организм детей, использовать лишь те упражнения, которые будут положительно влиять на рост и развитие их организма.

Шестую позицию заняли знания принципов построения процесса физического воспитания (сознания и активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, прочности, прогресса). Такой результат предопределен, очевидно, тем, что принципы носят преимущественно теоретический характер и являются той почвой, которая дает возможность руководить процессом физического воспитания детей, ускорить путь достижения желаемого результата.

Обеспокоенность вызывает то, что знание о методике оздоровления, реабилитации и рекреации детей дошкольного и младшего школьного возраста находятся только на седьмой ступени. Мы считаем, что это объясняется суждением респондентов о том, что эти задания прерогатива физреабилитологов или специалистов в отрасли медицины. Однако, мы не согласны с этим суждением, и считаем, что в процессе физического воспитания можно дать ответы на все вопросы относительно оздоровления, реабилитации и рекреации подрастающего поколения. По нашему мнению, в каждом учебном заведении должен быть специалист по „физической реабилитации и рекреации”, который сможет разрабатывать индивидуальные реабилитационно-рекреационные программы для нуждающихся в таковых учеников. Но поскольку этого, к сожалению, пока еще не существует, то эта задача ложится на плечи педагогов, работающих с детьми.

Восьмую ступеньку занимают знания гигиенических основ физического воспитания детей и спортивного оборудования учебного заведения. Безусловно, знания гигиенических норм и оборудования являются важными, однако они относятся к вспомогательным.

Теоретические сведения программно-нормативных основ национальной системы физического воспитания и знания об использовании в физическом воспитании информационных технологий заняли, соответственно, последние – девятую и десятую – ступеньки. Соглашаемся с мнением респондентов относительно места знаний государственных требований к физическому воспитанию, учебной программе, национальной спортивной классификации, тестам и нормативам оценки физической готовности в профессиональной подготовке будущего специалиста. Для педагогов, которые будут заниматься физическим воспитаниям детей, они являются менее важными, чем перечисленные выше. Однако, весомых успехов в развитии физической культуры можно достичь только при условии оперирования информацией о государственных документах и материалах. Причину такого положения мы видим в том, что государственные требования, учебные программы, национальная спортивная классификация, тесты и нормативы оценки физической готовности населения постоянно изменяются и усовершенствуются, что, с одной стороны, является положительным моментом, а с другой – вносит путаницу в законодательные документы.

Что касается знаний в отрасли информационных технологий, то такой результат предопределен тем, что респонденты владеют лишь основами этих знаний в отрасли физического воспитания, и единицы из них используют их в своей педагогической деятельности. Однако, безусловно, настоящее требует от педагога умения пользоваться современными техническими средствами, владеть информационными технологиями и эффективно их применять в своей профессиональной деятельности. С одной стороны, такое отношение респондентов к новейшим технологиям можно объяснить непониманием последними значимости этих нововведений для модернизации образовательного процесса. А с другой стороны, как это ни досадно, еще не во всех образовательных учреждениях состоялся переход на качественно новую техническую, технологическую и информационную системы.

Анализ результатов опроса дал нам возможность выделить специальные знания, в соответствии с будущей педагогической деятельностью, и разработать пути их улучшения (табл. 1).

Таблица 1.

Специальные знания и пути их формирования, в соответствии с будущей педагогической деятельностью

Педагогическая деятельность

Знание

Пути формирования специальных знаний

Классный руководитель, учитель-предметник, завуч школы, директор школы, инспектор районного (городского, областного) отдела образования, организатор физкультурно-оздоровительной работы в летнем лагере отдыха, общественной организации, волонтер на соревнованиях

Как использовать способы реанимации во время утопления, предоставлять доврачебную (медицинскую) помощь при травме, полученной в ходе занятий физическими упражнениями, туристическом походе.

Во время практических занятий рассматриваются способы спасания на воде, транспортировка утопленника, освобождение от захватов, способы плавания с пострадавшим, предоставление первой доврачебной помощи при разных видах травм и несчастных случаях. Знание инструкций и правил оформление документов во время пребывания на должности директора и завуча.

Классный руководитель, воспитатель группы продленного дня, завуч школы, директор школы, инспектор районного (городского, областного) отдела образования

Как согласовать с педагогическим советом школы порядок проведения внеурочных физкультурно-оздоровительных форм занятий в режиме дня школы.

На семинарском занятии разработать варианты плана проведения внеурочных физкультурно-оздоровительных форм занятий. На практическом занятии реализовать разные варианты плана для определения времени длительности отдельных форм занятий

Классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель группы продленного дня, завуч школы, директор школы, инспектор районного (городского, областного) отдела образования

Как проводить беседы с учениками относительно распорядка дня в школе, порядка проведения гимнастики до занятий, подвижных перемен и физкультминуток (активных пауз).

Разработать беседы для детей.

Самостоятельно разработать комплексы упражнений к занятиям физкультминуток. На практическом занятии апробировать составленные комплексы.

Классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель группы продленного дня, завуч школы, директор школы

Как проводить: гимнастику до занятий, подвижные перемены, физкультминутки (активные паузы) на уроках, занятие физическими упражнениями в группах продленного дня, физические упражнения в часы отдыха.

Самостоятельно разработать комплексы занятий гимнастики к занятиям физкультминуток. На практическом занятии апробировать составленные комплексы.

Классный руководитель, воспитатель группы продленного дня, завуч школы, директор школы

Как организовывать и проводить внеклассные и внешкольные оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия: соревнование, физкультурный праздник начала учебного года, “Зимние игры”, спортивный вечер “Рождественские забавы”, физкультурный праздник, посвященный завершению учебного года и результатам спортивной деятельности классов и школы.

Учебно-тренировочный режим на занятиях. Проведение со студентами младших курсов соревнований, физкультурных праздников начала учебного года, “Зимних игр”, спортивного вечера “Рождественские забавы”, физкультурного праздника, посвященного завершению учебного года и результатам спортивной деятельности.

Классный руководитель, учитель-предметник, завуч школы, директор школы, инспектор районного (городского, областного) отдела образования, организатор физкультурно-оздоровительной работы в летнем лагере отдыха, общественной организации, волонтер на соревнованиях

Как организовывать и проводить спартакиаду среди учеников школы из разных видов спорта, соревнования в классах и спортивных секциях, товарищеские встречи сборных команд школы, участие в городской (районной) спартакиаде и соревнованиях из видов спорта, туристический слет и соревнование по спортивному ориентированию, осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, спортивными клубами.

Во время учебной практики, педагогической практики помогать учителю физической культуры организовывать и проводить спартакиаду среди учеников школы из разных видов спорта, соревнования в классах и спортивных секциях, товарищеские встречи сборных команд школы, участие в городской (районной) спартакиаде и соревнованиях из видов спорта, туристическом слете и соревнование по спортивному ориентированию, осуществлять связь с тренерами ДЮСШ, спортивных клубов.

Классный руководитель, завуч школы, директор школы, инспектор районного (городского, областного) отдела образования

Как организовывать родителей для участия в спортивных праздниках, “Днях здоровья, физкультуры и спорта“, “Мама, папа, Я – спортивная семья”, других мероприятия.

Учебно-тренировочный режим на занятиях. Проведение со студентами младших курсов “Дней здоровья, физкультуры и спорта“, “Мама, папа, Я – спортивная семья”, других мероприятий.

Подводя итог выше изложенного, мы можем сделать вывод, что специальные знания, необходимые специалистам для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, условно можно разделить на три группы:

- первая группа специальных знаний характеризуется обстоятельной подготовкой и глубиной усвоения. В эту группу входят знания о: средствах, методах и формах физического воспитания детей, являющихся ядром системы физического воспитания, о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста и теоретических сведениях основ методики совершенствования физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила), обучения двигательных действий.

- вторая группа знаний предусматривает владение специалистами на должном уровне. К этой группе относятся знания о: формировании здорового образа жизни; влиянии физических упражнений на функционирование отдельных органов и систем; принципах построения процесса физического воспитания (сознания, активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, прочности, прогресса); методике оздоровления, реабилитации и рекреации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- третья группа – знание справочного характера, которые специалисты имеют возможность получать из дополнительной специальной литературы. Эти знания носят динамический характер. К этой группе принадлежат знания о программно-нормативных основах национальной системы физического воспитания и знания об использовании в физическом воспитании информационных технологий.

Последующие перспективы исследований касаются раскрытия эффективности методики формирования специальных знаний и их влияния на процесс формирования готовности выпускников высших педагогических учебных заведений к работе по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор: Огнистый Андрей Владимирович,кандидат наук с физического воспитания и спорта, доцент.Тернопольський национальный педагогический университет им. В.Гнатюка, Украина,заведующий кафедрой физического воспитания, доцент

Источник:

Категория: Физкультура
23.04.2016 08:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!