СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи как средство реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результатом освоения ООП начальной школы является овладение системой учебных действий в соответствии с изучаемым учебным материалом: 1. Личностные • Самоопределение • Смыслообразование • Морально-этическая ориентация 2. Метапредметные • Саморегуляция • Коммуникация • Познавательная деятельность 3. Предметные: • Освоение систематических знаний • Преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Все эти результаты необходимо достигать путем решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Если предметные результаты мы можем оценить с помощью контрольно-измерительных материалов, то метапредметные результаты бывает оценивать довольно сложно, так как необходимо разрабатывать специальный инструментарий и критерии их сформированности. С помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач эти сложности уменьшаются, т.к. эти задачи дают возможность оценивать сформированность метапредметных умений. Учебно-познавательная задача Это такое условие в учебных ситуациях, которое не только побуждает учеников к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием. Цель: развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности детей на умение устанавливать причинно-следственные связи и аргументировать выбор способов действий по достижению результата Методы: 1. Сообщение учителем способа решения конкретной задачи с последующим составлением алгоритма, дающего ориентировку на то, как ее решать 2. Сообщение учителем способа решения с последующим применением его в вариативных ситуациях. Алгоритм действий по решению задачи составляют ученики 3. Самостоятельный поиск обучающимися способа и пути решения задачи с последующим определением алгоритма действий по ее решению. Они могут чередоваться или сочетаться. Могут использованы изолировано. 2 и 3 вариант вписываются в контекст системно-деятельностного подхода. Для формирования УУД наиболее эффективным является 3 вариант. Учебно-практическая задача Это задача, ориентированная на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Цель: правильное использование ЗУНов или выявление границ применения освоенного способа действия. Методы: 1. Проектные задачи 2. Проблемные задачи 3. Дисскусии, диспуты 4. Упражнения 5. Лабораторные работы 6. Познавательные игры 7. Практическая работа 8. Самостоятельная работа 9. Проекты Таким образом, формирование УУД можно отслеживать в процессе выполнения и по результатам решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В моей работе для составления учебно-познавательных и учебно-практических задач я пользуюсь различными методическими конструкторами. Один из них, хотелось порекомендовать. Это конструктор задач С.Л. Илюшина. При разработке учебной задачи необходимо: 1. Определить цель, 2. Затем выделить универсальные учебные действия (УУД), которые позволят достичь поставленные цели 3. Определить средства деятельности, в том числе электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Использование конструктора комплекса учебных задач обеспечивает учителя и необходимой опорой для составления диагностической части учебной задачи (эталон, критерии), поскольку точно и диагностично определены уровни цели и планируемые результаты решения учебной задачи. Методика разработки ситуационных задач Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов учебника. Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику. Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах. Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика. Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии. На основе таксономии целей по К. Блуму Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов. Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач, тем самым облегчая процесс подготовки к уроку. С.Л. Илюшин выделил следующие принципы оценивания успешности решения задач 1.Важность 2.Адекватность 3.Объективность 4. Интегрированность 5. Открытость 6. Простота Федеральный государственный стандарт диктует новые условия достижения образовательных результатов, которые достигаются в следствие решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Методические конструкторы являются серьезными помощниками в разработке современного урока, так как материала учебника не всегда достаточно и развитие будет недостаточным.
Категория: Всем учителям
26.09.2015 23:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!