СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. П. Астафьев. Повести о Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно читателям. У Астафьева свой неповторимый творчес­кий почерк: по типологии его повести можно определить как лирико-психологические.

Многие исследователи (А. Ланщиков, А. Макаров и др.) утверждали, что для творчества Виктора Петровича Астафьева характерно автобиографическое начало. Это справедливо только отчасти. В произведениях писателя активна роль автора-повествова­теля и всегда отчётливо выражается авторская оценка, его симпатии и антипатии. В повестях большое количество ли­рических отступлений, философских раздумий. Большую идей­но-художественную нагрузку несёт главный герой повествова­ния: он – центр сюжета, к нему тянутся все сюжетные линии, вокруг него группируются другие характеры. В повестях можно проследить эволюцию главного героя.

Одно из первых произведений писателя о событиях войны – повесть «Где-то гремит война», включённая в автобиогра­фический цикл произведений «Последний поклон».

«Где-то гремит война» – название чисто условное, симво­лическое. В этой повести автор сумел показать, что война была всенародной трагедией; и хотя в далёкое сибирское селение война непосредственно не пришла, она определила жизнь, поведение людей, их поступки, мечты, желания. Война всей тяжестью легла на жизнь народа. Огромный труд выпал на долю женщин и подростков. Всё взрослое мужское население воевало на фронтах. Сибирские селения познали горечь утрат близких. Похоронки несли трагедию не только в дом погибшего, но и во всё село. В центре повествования – небольшой эпизод из жизни главного героя. Автор описывает трудную жизнь сибирского села в дни войны, когда все мысли женщин, стариков и детей были о фронте, о близких, которые сражались с врагом. Война – это трагедия для всего народа, и не случайны раздумья автора, «что долгой будет война и на долю нашего народа, и это значит, прежде всего на женскую долю, падут также тяжести и испытания, какие только нашим русским бабам и посильны»1.

В. П. Астафьев показал мужество и стойкость народа, его несгибаемость перед всеми тяготами войны, его веру в победу и героический труд в помощь фронту. Автор утверждает, что война не ожесточила людей, которые были способны на «доподлинную, несочинённую любовь к ближнему своему». В повести созданы запоминающиеся характеры простых муже­ственных тружениц села: шорницы Дарьи Митрофановны, которая спасла жизнь рассказчику, его тёток Августы и Васени, дяди Левонтия, детей – Кеши, Лидки, Кати и др.

Повести В. П. Астафьева о войне решают проблему «человек и война». Война в изображении писателя была испытанием для народа, испытанием для человека. Для его повестей ха­рактерен философский подтекст. В центре большинства произ­ведений – образ молодого человека. Несмотря на ожесточён­ную битву, на ужас и гибель многих людей, жизнь шла поступательно. Молодой человек в годы войны быстро мужал, проходило становление его характера.

Повесть «Звездопад» – лирическая по своему содержанию. Это повествование о любви: «она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет»2. Действие повести происходит в госпитале в Краснодаре. Герой, находясь на излечении после ранения, полученного на фронте, встречается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом про­слеживает зарождение и развитие этой любви, которая обо­гатила душу героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья»,3 – утверждает автор.

Среди произведений В. П. Астафьева о войне выделяется повесть «Пастух и пастушка», получившая признание читателей и критики. По типологии повесть можно назвать лиро-эпической. По собственному признанию автора, непо­средственный источник повести – литературный (роман Прево «Манон Леско»). Однако В. П. Астафьев сумел создать самобытное и оригинальное произведение. В повести отчётливо выделяют­ся два плана (эпический и лирический), которые, переплетаясь между собой, составляют единое целое. В произведении два временных аспекта – настоящее время и события войны – ожесточённые бои после освобождения Сталинграда. Писатель запечатлевает героический подвиг Советской Армии, её солдат и офицеров, в кровавых напряжённых битвах освобождающих родную землю от фашистских захватчиков. Батальные картины в повести исполнены с подлинным мас­терством и выразительностью: «Казалось, вся война была сей­час здесь, в этом месте, кипела в растопленной яме тран­шеи, исходя удушливым дымом, рёвом, визгом осколков, звериным рычаньем людей» 4.

Грохот к лязг войны, смертельная опасность, какая заключена в каждом бое, не может, однако, заглушить человеческое в человеке. В огне боя погибают старики – пастух и пастушка, погибают вместе, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в свой смертный час. И не случайно убитые, но неразлучённые старые люди производят глубокое впечатление на Бориса Костяева. Писатель подчёркивает необъятную силу человеческих чувств, которые не подвласт­ны войне с её смертью и ужасами. И Борис Костяев, пройдя через сильнейшие испытания в войне, не потерял способнос­ти к всепоглощающему человеческому чувству. Его встреча с Люсей была началом их огромной любви, любви, которая сильнее смерти. Для Бориса Люся была его первой любовью. Близость с ней потрясла его: «Женщина! Так вот что такое женщина! Что же она с ним сделала?! Сорвала, точно лист с дерева, закружила и понесла, понесла над землёю – нет в нём веса, нет под ним тверди… Ничего нет. И не было. Есть только она, женщина, которой он принадлежит весь до последней кровинки, до остатнего вздоха, и ничего уже с этим никто поделать не может».

История встречи, любви Костяева и Люси – лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. В. П. Астафьев не только слагает гимн большой любви Люси и Бориса, но и вскрывает истоки их огромного чувства. В повести описана учительская семья Бориса. С теплотой и сердечностью пишет автор о любви матери к Борису, приводит её письмо к сыну, которое он читает вместе с Люсей.

В. П. Астафьев пишет о трагедии матерей, теряющих детей своих в страшной войне. И здесь ощущается скрытое обра­щение писателя к современным матерям, чтобы они боролись за мир в мире и не допустили войны ещё более страшной и жестокой, чем прошлая: «.матери, матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с наси­лием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы в своём первобытном одиночестве, в своей священной и звериной тоске по детям». Тяжка и горька была разлука Бориса с матерью, а затем и с Люсей.

Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Война продолжалась. В неумолимом грохоте боёв изменялись людские судьбы. Погибают бойцы взвода Костяева. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны. Умер герой в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке.

Это произведение не только о войне, но и о жизни и о любви. Для повести характерна кольцевая композиция. Начинается и кончается она описанием свидания женщины с могилой, где покоится боец Советской Армии, с могилой, в которой – её счастье, её любовь. Она искала её многие годы и, наконец, нашла. Горько звучит вопрос героини в начале свидания: «Почему ты лежишь один посреди Рос­сии?» В конце повести рано поседевшая и состарившаяся женщина заверяет того, кто был её единственной любовью, которую она пронесла через всю свою нелёгкую жизнь: «– Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро, совеем скоро будем вместе. Там уже никто не в силах разлучить нас».

И он снова «остался один – посреди России».

Участник войны, В. П. Астафьев, описывая события жесто­кой битвы с фашизмом, утверждает величие советского человека, совершившего героический подвиг и способного на самые глубокие чувства. Во всех произведениях чувст­вуется обращение автора к современнику, напоминание ему о том, какие жертвы были принесены советскими воинами во имя победы, во имя мира и счастья людей на земле.

_________________

1 Астафьев В. Где-то гремит война. М, 1975. – С. 283.

2 Астафьев В. Звездопад. М., 1975. – С. 291.

3 Астафьев В. Звездопад. М., 1975. – С. 372.

4 Астафьев В. Пастух и пастушка. – В кн.: Где-то гремит война. М, 1975. – С. 379. В дальнейшем цитаты даются по этому изданию.

Источник: Русская советская литература 50–70-х годов: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / В. А. Ковалёв, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; Под ред. В. А. Ковалёва. – М.: Про­свещение, 1981. – С. 125–128.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Астафьев В. П.

https://multiurok.ru/blog/astafev-v-p.html

Категория: Литература
08.05.2017 18:59


© 2017 16717

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!