СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационное поле проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

При организации проектной деятельности, особенно в системе, необходимо помнить, что высокий уровень мотивации, устойчивость мотивации определяется действием комплекса мотиваторов. Поэтому руководитель проектной области и руководитель конкретного проекта должны заранее продумывать и планировать включение разных мотиваторов в мотивационное поле проекта и обеспечивать постоянное их действие на участников. В этом случае у обучающихся будет обеспечиваться высокий уровень мотивации к занятиям проектной деятельностью, к разработке и успешной реализации все новых проектов.

К факторам, определяющим мотивационный потенциал проектной деятельности, можно отнести следующие:

  1. Замена репродуктивного обучения на поисковую и творческую деятельность
  2. Отсутствие принуждения
  3. Самостоятельный выбор области и темы проекта
  4. Высокая степень самостоятельности обучающихся в ходе проектной деятельности
  5. Соответствие деятельности интересам и наклонностям обучающегося
  6. Новизна методов, новизна деятельности
  7. Разнообразие видов, направлений, форм деятельности по ходу подготовки и реализации проекта
  8. Возможность для обучающегося попробовать себя в разных ролях
  9. В случае коллективных проектов - совместная деятельность обучающихся, командная игра
  10. Практикоориентированные и практические действия обучающихся
  11. Прямая возможность создания своими руками конкретного продукта
  12. Возможность принести реальную пользу для общества
  13. В бизнес-проекте – возможность финансового вознаграждения за результаты проекта
  14. Наличие соревновательного момента
  15. Поддержка со стороны руководителя проекта
  16. Посильность задач, постепенный рост сложности проектов
  17. Соответствие проектных задач индивидуальным особенностям, возрасту и физиологическим особенностям обучающихся

Уверены, коллега, вы можете продолжить список, и это здорово, проектирование действительно создает мощное мотивационное поле. Хотя здесь важно не переоценить присущую самой проектной деятельности мотивационную составляющую. Необходимо всегда помнить, что разработка проекта и его реализация – сложная работа, требующая высокого уровня напряженности на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому нельзя рассчитывать только на сам метод, необходимо продумать различные стороны организации проектной деятельности, с тем, чтобы комплексно наполнить проектное пространство различными мотиваторами и исключить действие демотивирующих факторов.

Часто люди серьезно ограничивают возможности мотивирования, сводя их к тривиальным «кнуту и прянику». Но педагог не должен выстраивать систему

мотивирования, основываясь только на двойке и пятерке. Настоящий учитель всегда имеет в своем позитивном ларце :-) доброе слово, открытую улыбку, одобряющий взгляд, интригующую задачку, новую планку и еще много чего полезного и нужного для мотивирования ребят на дальнейшие шаги. Не ограничивайте себя инструментом погонщика осла.

Говоря о мотивации, мы всегда держим в уме два момента: первый – привлечь обучающихся к выполнению деятельности, второй – обеспечить эффективное и качественное ее выполнение на всем протяжении проекта. Поэтому важно, разрабатывая план мотивирования обучающихся к проектной деятельности, расположить значимые для них мотиваторы на всем пути проекта. В этом случае вы получите работоспособные команды и успешно реализованные проекты! Кстати, это положение касается не только обучающихся. В той же мере оно относится и к педагогам.

Поэтому, еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание – это мотивация педагогов к занятию проектной деятельностью. Важно учитывать, что при создании системы проектной деятельности в школе, руководители проектных областей будут работать в течение всего года, это положение также будет относиться и к руководителям проектов. Поэтому администрации школы необходимо продумать и воплотить систему мотивирования учителей, в том числе, оптимально распределить педагогическую нагрузку в команде педагогов. Какие возможности для мотивирования педагогов существуют, вы можете посмотреть в проектах, которые представлены в нашей книге историй успеха проектной деятельности.

Сохраняйте мотивацию, коллега!

20.04.2019 10:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!